Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 1 ПРЕДЫСТОРИЯ Н езамерзающий Кольский залив, глубоко врезанный в скалистую устойчи­ вую землю, самой природой предназначен для базирования каких угодно флотов: военных, торговых, рыболовных и вспомогательных. Рыбаки прочувствовали это давно, их влекло сюда испокон. Северное прибре­ жье полуострова было сказочно богато рыбой. Оттого оно и называется "Мурманс­ ким берегом". Не потому, что это "нурманская" земля, норманнская. Норвегам этот берег никогда не принадлежал. Мурманским он наречен из-за того, что Мурман про­ исходит от норвежских слов "мур" - мать и "манн" - человек, что в совокупности и в переносном смысле означает "кормилец". И действительно, с давних времен Мурман стал меккой поморских рыбаков, щедрым кормильцем многих людей, в том числе и норвежцев. Вся Московская Русь получала морскую рыбу от здешнего Севера. Поздней осенью и зимой Мурманский берег был мрачен и пустынен. Даже в конце XIX века по всему побережью насчитывалось не более 900 колонистов - рус­ ских, норвежцев, финнов. Но вот наступал март, и огромная армия ловцов - в основ­ ном из сел Архангельской и Олонецкой губерний - собиралась в экипажи - кто само­ стоятельно, кто по найму, - и отправлялась на Мурман. Водный путь был еще заперт льдами. Добирались обычно на лошадях до Кандалакши, а дальше на оленях или пешком через безлюдную тундру. Путь держали то ли прямиком на свое становище, толи вдоль Нивы и Колы, текущей к одноименному городку, ориентируясь на Поляр­ ную звезду, которую славяне тоже иногда называли "коло", то есть считали тем абсо­ лютно затвержденным колом, осью, на которой вертится колесо Вселенной. Не отту­ да ли, кстати говоря, пошло название реки, устремленной к северу, и нашего древне­ го заполярного городка? Собравшись на побережье, армия промышленников начинала готовиться к про­ мыслу: приводить в порядок снасти, ремонтировать и снаряжать отзимовавшие суда. Самым распространенным рыболовным судном на Мурманском берегу с незапа­ мятных времен была шняка - тяжелая беспалубная лодка из толстых сосновых до­ сок, сшитых можжевеловой вицей или тонкими веревками. Лодки эти, длиной 11 -1 2 метров, оснащенные тремя парами весел и одним прямоугольным рейковым парусом, рассчитаны были на артель из четырех ловцов. Шняки выдерживали удары о камни, что часто неизбежно при осушке, и служили долго, до 18 лет. Благодаря дешевизне и прочности они оставались наиболее популярной рыболовной посудой вплоть до XX века. И лучшими строителями шняк издавна считались кольские мас­ тера. За колянами даже укрепилось прозвище - "шнятники". В XIX веке со шнякой начала активно конкурировать ёла, проникшая к нам из Норвегии. Ёла представляла собой беспалубное судно со значительным килем, пра- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz