Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Глава 1 ПРЕДЫСТОРИЯ Н езамерзающий Кольский залив, глубоко врезанный в скалистую устойчи вую землю, самой природой предназначен для базирования каких угодно флотов: военных, торговых, рыболовных и вспомогательных. Рыбаки прочувствовали это давно, их влекло сюда испокон. Северное прибре жье полуострова было сказочно богато рыбой. Оттого оно и называется "Мурманс ким берегом". Не потому, что это "нурманская" земля, норманнская. Норвегам этот берег никогда не принадлежал. Мурманским он наречен из-за того, что Мурман про исходит от норвежских слов "мур" - мать и "манн" - человек, что в совокупности и в переносном смысле означает "кормилец". И действительно, с давних времен Мурман стал меккой поморских рыбаков, щедрым кормильцем многих людей, в том числе и норвежцев. Вся Московская Русь получала морскую рыбу от здешнего Севера. Поздней осенью и зимой Мурманский берег был мрачен и пустынен. Даже в конце XIX века по всему побережью насчитывалось не более 900 колонистов - рус ских, норвежцев, финнов. Но вот наступал март, и огромная армия ловцов - в основ ном из сел Архангельской и Олонецкой губерний - собиралась в экипажи - кто само стоятельно, кто по найму, - и отправлялась на Мурман. Водный путь был еще заперт льдами. Добирались обычно на лошадях до Кандалакши, а дальше на оленях или пешком через безлюдную тундру. Путь держали то ли прямиком на свое становище, толи вдоль Нивы и Колы, текущей к одноименному городку, ориентируясь на Поляр ную звезду, которую славяне тоже иногда называли "коло", то есть считали тем абсо лютно затвержденным колом, осью, на которой вертится колесо Вселенной. Не отту да ли, кстати говоря, пошло название реки, устремленной к северу, и нашего древне го заполярного городка? Собравшись на побережье, армия промышленников начинала готовиться к про мыслу: приводить в порядок снасти, ремонтировать и снаряжать отзимовавшие суда. Самым распространенным рыболовным судном на Мурманском берегу с незапа мятных времен была шняка - тяжелая беспалубная лодка из толстых сосновых до сок, сшитых можжевеловой вицей или тонкими веревками. Лодки эти, длиной 11 -1 2 метров, оснащенные тремя парами весел и одним прямоугольным рейковым парусом, рассчитаны были на артель из четырех ловцов. Шняки выдерживали удары о камни, что часто неизбежно при осушке, и служили долго, до 18 лет. Благодаря дешевизне и прочности они оставались наиболее популярной рыболовной посудой вплоть до XX века. И лучшими строителями шняк издавна считались кольские мас тера. За колянами даже укрепилось прозвище - "шнятники". В XIX веке со шнякой начала активно конкурировать ёла, проникшая к нам из Норвегии. Ёла представляла собой беспалубное судно со значительным килем, пра- 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz