Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Впрочем, строительство новых судов на судоверфи, в отличие от объемов судоремон­ та, явно шло на убыль: в 1951-1953 годах изго­ тавливались шлюпки, достраивались СРТ-5 и СРТ-6 для ПИНРО и РТ-105 - та самая "Ста­ линская Конституция", которая закладывалась самой первой, а выйти ей пришлось самой пос­ ледней и не в качестве рыболовного траулера, а оборудованной под филофору, под сбор во­ дорослей. На этом мурманское судостроение в основном закончилось. Правительственные органы СССР сдела­ ли основную ставку на постройку судов за ру­ бежом, в странах новоявленной сталинской "на­ родной демократии": ПНР, ГДР. Такая хозяй­ ственная политика естественным образом свя­ зывала и укрепляла социалистический лагерь легитимнее и, пожалуй, надежнее, чем военное присутстствие. Надо сказать, что вскоре после назначе­ ния Фомина Г. И., ровно через две недели, на послевоенной волне репрессий был арестован Лев Наумович Зеленко, главный технолог судоверфи, один из отцов мурманских СРТ, автор малооловянистых бронз, которые дали предприятию экономию, исчислявшу­ юся цифрой с шестью нулями. Зеленко по надуманной причине обвинили в антисо­ ветской пропаганде и приговорили к 10 годам ИТЛ. Правда, в связи со скорой смер­ тью Сталина и последующей амнистией Лев Наумович вышел до срока, но судьба его уже была испорчена безвозвратно. Насколько известно, Зеленко Л. Н. завершил скорбный список жертв сталинского беззакония. А всего в этом мартирологе значит­ ся более сотни человек. Полный список работников Мурманской верфи, пострадавших от репрессий, читатель найдет в приложении к этой книге. Список составлен из официальных дан­ ных, приведенных в Книге памяти жертв политических репрессий (издана в 1997 году), идает достаточное основание родственникам репрессированных для получе­ ния документов на соответствующие льготы. Сменился в 1951 году и начальник технического отдела. Им стал Давид Яков­ левич Винокуров, один из тех инженерных работников, которые определяли даль­ нейшее лицо Мурманской судоверфи. Винокуров родился в 1912 году в Николаеве, в семье приказчика, окончил там семилетку, судомеханический техникум и Николаевский кораблестроительный инсти­ тут. Работал поначалу там же, на заводе им. А. Марти, прошел путь от рабочего до зам. начальника турбинного цеха. С 1939-го по август 1941 года был в Швейцарии, где по формулировке, взятой из автобиографии, "был в должности члена советской комиссии по выполнению правительственного задания". Потом - работа в Молотове (Пермь) и в Молотовске (Северодвинск) начальником цеха, а с 1949-го по 1951-й - главным технологом. По приказу министра рыбной промышленности в качестве глав- Фомин Григорий Иванович (фото 1928 г.) 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz