Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

руководил отделом технического контроля, а в 1949-м стал начальником техническо­ го отдела, а позже и главным инженером до того, как в 1953 году стал директором Мурманского отделения Гипрорыбфлота. Помимо своей основной работы, Б. В. Груд- нев активно разрабатывал вопросы промыслового судостроения, предложил ряд кон­ струкций, принятых в производство. Уже 6 ноября 1947 года - да, к 30-летию Великого Октября, - корпус корабля был спущен на воду, а в начале февраля "Кораблестроитель" - именно так назвали первенца - сдали в эксплуатацию. Достройка шла в условиях полярной ночи, палубу закрывали от осадков навесами из брезента, но судно достроили в рекордно корот­ кий срок - за 80 суток. В 1948 году "Кораблестроитель” в качестве флагманского судна участвовал в специальной сельдяной экспедиции восточнее Исландии. В эту опытную экспеди­ цию входило 11 промысловых судов, и она дала хорошие результаты: как научные, так и промысловые. А незадолго до этого высокую оценку нашему СРТ дал мурманский ученый Ю. Марти. Находясь на испытаниях этого судна в районе Шпицбергена, он писал с моря: "Для меня теперь бесспорно, что суда нужно строить только в Мурманске. Этот тип СРТ во много раз лучше немецких судов". Цельносварной мурманский "Кораблестроитель" стал прототипом большой се­ рии СРТ, заказанных за границей, хотя и на стапелях нашей судоверфи он не был единственным: вслед за СРТ-1 в 1948 году был построен СРТ-2, а в 1949-м -СРТ-3. Правда, в отличие от головного судна оба они были с трехвальной силовой установ­ кой суммарной мощностью в 450 л. с. Модификация произошла не от хорошей жиз­ ни: не нашлось подходящего двигателя и поставили три танковых. Говорят, при ра­ боте этой установки грохот в машинном отделении стоял неимоверный. А вот корпус СРТ-4, заложенный осенью 1949 года, строился уже не на откры­ тых стапелях, а в помещении корпусносборочного цеха: не мерзли теперь ни люди, ни металл. Тогда же, в 1949 году, построено и сдано в эксплуатацию небольшое экспери­ ментальное судно СиГ-4 для нужд самой верфи, корпус которого был набран по ра- диально-сегментной системе, предложенной главным инженером Семеновым И. М. и начальником техотдела Грудневым Б. В. Отсюда и аббревиатура СиГ. Ихотя мест­ ные острословы расшифровывали ее как "смех и горе", в этом малом судне было немало оригинального, хорошо продуманного. Кроме постройки новых судов и ремонта, верфь в эти годы активно занима­ лась переоборудованием мотоботов под траловый лов, переоборудовала судно типа "либерти" в плавбазу "Тунгус" для сельдяной экспедиции. Грамотное техническое руководство, помноженное на большой трудовой энту­ зиазм людей, переживших войну, быстро привело к значительным результатам. Мур­ манская судоверфь уже в 1947 году дала 118% товарной продукции и 138% валовой по сравнению с довоенным 1940 годом. За первую послевоенную трудовую пятилетку было внедрено много новой тех­ ники и технологии. Вот только несколько позиций из большого ряда нововведений. В литейном цехе налажено производство антифрикционного чугуна для под­ шипников, низкооловянистых бронз для арматуры перегретого пара, что привело к большой экономии олова; освоена безопочная формовка деталей и центробежная отливка втулок из чугуна и бронзы; создана и освоена машина для отливки втулок диаметром 800 мм, длиной до 1100 мм, что значительно повысило качество литья. В корпусно-котельном цехе освоена штамповка бобинцев большого диаметра 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz