Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Теперь, после оборудования цеха, ремонт главных машин, траловых лебедок и других крупных вспомогательных механизмов стал проводиться в закрытом, про­ сторном, светлом помещении. Для лучшей координации действий механического и слесарно-сборочного цехов общее руководство было возложено на начальника объе­ диненных цехов. В 1946-1947 годах осуществлены масштабные работы по сооружению север­ ного крыла слипа и устройству защитного мола. Объем капиталовложений составил свыше 3,5 млн рублей. Тогда же построен основательный кирпичный гараж и обору­ дована паровая сушилка строительного леса. В 1946 году началась реконструкция теплоснабжения верфи. Старые линии теплофикации имели большой недостаток: трубы паропроводной сети были уложе­ ны в дощатых коробах, заливались подпочвенной водой и грели в основном ее, а не объекты. Новая линия прокладывалась в специальных сварных металлических тон­ нелях, снабжалась смотровыми колодцами и была доступна осмотру и ремонту. На­ ряду с нормальным обогревом объектов образовалась значительная экономия угля, в сотни тонн. Надо сказать, что производственные помещения и коммуникации после вой­ ны восстанавливались быстрее, успешнее, чем условия жизни людей. Затяжная военная нехватка жилья в 1946 еще более усугубилась. Люди возвращались с фрон­ та, из эвакуации, а их бывшее жилье или сгорело или было занято, и теснить живу­ щих было дальше некуда. Руководство судоверфи то и дело било тревогу перед своим министерством, и в 1946 году судоверфи было выделено несколько десят­ ков финских сборных домиков общей жилой площадью 2500 кв. м. Вскоре они были поставлены. 9 июня и 7 августа, вдве очереди, туда въехало 113 работников предприятия, что хоть немного сняло остроту проблемы. Цех топливной аппаратуры Мурманской судоверфи. 1947 г. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz