Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Также, примерно, говорит Сапанадзе, обстоит дело и с другими материалами. Гвозди для постройки корпусов, например, изготавливаются нами из отходов старой листовой стали, что стоит нам весьма дорого, но тем не менее, на это приходится идти, т. к. круглой стали нужных размеров Главснаб не поставляет. Отсюда следует, что в отсутствии инициативы и недооценки значимости стро ительства новых судов мы не виновны. Но одна наша инициатива дела не решает. Например, получение вагонов для перевозки леса нам не под силу. Кроме леса в помощь судостроению требуются сейчас: соляная кислота для оцинковки гвоздей и болтов, гвозди разных размеров, олифа, мел, белила, охра, пенька, пек, паруси на, трос бельный, сталь круглая разного диаметра, железо кровельное, замки двер ные. Также срочно требуются: силовое оборудование, запчасти, инструменты, глав ные двигатели для "касаток", ручные насосы, якорные цепи, якоря. Но мы прини маем все возможные меры для выполнения приказа ГКО в части строительства новых судов и Ваших распоряжений по этому вопросу. В 1944 году складывается если и не аналогичная, то сходная ситуация. Прика зом №1 Наркомрыбпрома за подписью Ишкова для Мурманской судоверфи утверж дается программа по валовой продукции на 28 млн рублей, где в качестве основного направления работы названо строительство 20 ботов типа удлиненная "касатка" и выполнение спецзаданий по судоремонту и судостроению. Этим же приказом на Мур манскую судоверфь направлялось 226 квалифицированных рабочих. Но уже в июне 1944-го из докладной записки, отправленной из Мурманска начальнику Главрыбосудостроя, явствует, что план по строительству новых судов прогорает снова: "Как Вам известно, период с 1декабря прошлого года и по март текуще го судоверфь была занята работами в торговом порту и как судостроением, так и судоремонтом почти не занималась. Небольшие работы по строитель ству морского водолазного бота МВБ-1 проводились нами исключительно по тому, что команда этого корабля в количестве восьми человек работала на погрузке. Взамен нее соответственное число рабочих судоверфи было постав лено на работу по МВБ-1". Работы в торговом порту, о которых здесь говорится, вскипели в связи с при бытием конвоев с поставками по ленд-лизу. Начиная с 25 ноября 1943 года, кара ваны прибывали один за другим. Организацией их выгрузки-загрузки занимался непосредственно уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И. Д. Папанин, ежедневно докладывая по телефону положение дел самому А. И. Микояну, кото рый лично утверждал график выгрузки караванов. Поэтому на грузовые работы были брошены все окрестные силы, в том числе и работники судоверфи. Из-за этого один из причалов судоремонтного предприятия временно вошел в состав торгового порта и сюда причаливали иностранные суда. А далее в 1944 году, как и ранее в годы войны, судоверфь приоритетно зани малась ремонтом военных кораблей. Насколько известно, за первое полугодие были выстроены всего две удлиненных "касатки". Вместе с тем война на Мурмане на третьем ее году была уже совсем не той, что в 1941-1942 годах. Она давно стала позиционной, к ней уже попривыкли. Гит леровские войска, терпящие поражения на белорусских и украинских фронтах, при тихли и здесь. Работники верфи чувствовали себя спокойнее. Режим работы стал более щадящим, в три смены. По состоянию на 1 мая 1944 года из общего количества работающих 1226 человек 850 работали в первую смену, 300 - во вторую и 76 - в третью. Но в любой 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz