Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Подавляющая часть усилий судовер фи -д о 85% - шла на ремонт Северного фло та, но и остающиеся производственные воз можности подвергались осаде со всех сторон. Судоверфь, кроме ранее перечисленного, ты сячами изготовляла агитационные патроны для разбрасывания листовок, детали авиаци онных моторов и бомбометов, газогенерато ры для автомашин и стационарные установ ки, пулеметные турели для бронепоездов, детали ракетных снарядов и т. д. и т. п. Список этот можно увеличить в не сколько раз. Причем изготовлялось все это, как правило, без чертежей, по образцам, а порою и без образцов. Короче говоря, по ва ловой продукции, по ремонту боевых кораб лей верфь планы перекрывала ежегодно, ежемесячно, а строительство рыболовных судов самой войной оттеснялось, отклады валось на мирное время. Калашников В. Е. - главный механик в 1963-1974 гг. Надо сказать, что под военным небом строить "касатки" зачастую было попро сту не из чего, хотя руководители судоверфи и тут старались найти выход. Показательно письмо, отправленное Сапанадзе наркому рыбной промышлен ности Ишкову 23 мая 1943 года. "В связи с получением мною выписки из протокола заседания, проходившего под Вашим председательством 22 апреля 1943 года, имею представить Вам ни жеследующие объяснения. Вами совершенно правильно подчеркнуто, что МССВ систематически не выполняет плана по судостроению по причине отсутствия материала, в част ности, леса. Что же касается недооценки нами значения судостроения и непри нятия судоверфью нужных мер, необходимо заметить следующее: Лес, из которого в настоящее время строятся "касатки", получен исключи тельно благодаря проявленной нами инициативе. Несмотря на то, что Вами в декабре 1942 г., в бытность мою в Москве, было дано категорическое указание немедленной отгрузки леса для килей из Архангельской области, и несмотря на четырехкратную командировку нашего работника в Архангельск и на указанные станции, лесоматериал до сих пор на верфь не поступил. Мало того, отобран ный нашими людьми на станции Онега лес в количестве 700 кбм расходуется в других целях и наш протест не принят во внимание. С большим трудом после таяния снегаудалось разыскать на заводе ГУ Сев- морпуть в г. Мурманске несколько килей, которые были вырублены изо льда и получены через начальника тыла СФ взаимообразно. Только благодаря инициати ве, проявленной верфью, удалось заложить новые суда и продолжить строитель ство начатых постройкой. Еще с большим трудом , через обком ВКП(б) удалось получить вагоны для перевозки отобранного нами леса со ст. Кандалакша, при чем погрузка производилась бригадойрабочих верфи". 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz