Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Здания и сооружения, однако, остава лись уязвимыми. Бомбежками 1942 года были разрушены причалы № 3 и 4, крыши цехов №1 и 3 (механического и корпусно-котельно го). Частично повреждены: заводоуправле ние, новокотельный цех, подводная часть слипа, железнодорожные пути. Водопровод и паропровод, осветительные, телефонные и высоковольтные провода повреждались по чти при каждой бомбежке, но сразу же вос станавливались. В 1942 году на верфь было сброшено больше пяти тысяч зажигалок. Но люди успе вали вовремя выйти из убежищ и предотвра тить пожары. Так были прекращены возгора ния главного магазина, склада шихты, инст рументального идеревообделочных цехов. Так отстояли от пожара коптильный завод, расположенный рядом с судоверфью. Особенно героически вели себя судо ремонтники при тушении нефтебазы, распо ложенной в нескольких десятках метров от деревообделочного цеха. Горящие баки с бензином удалось потушить, а некоторые из них вообще пре дохранить от пожара. 30 июня, когда вся южная часть города, в том числе и жилые дома судоверфи, были объяты огнем, возник большой пожар и на верфи: сразу в пяти цехах, на лесо- бирже, в цехе деревянного судостроения. Разбушевавшееся пламя на лесобирже угрожало всей верфи. Одна военизированная пожарная команда - 25 человек - не могла побороть огонь, город оказать помощи тоже не мог. Героическими усилиями коллектив верфи отстоял все цеха, умело используя все подручные средства пожа ротушения: ручные насосы, гидропульты, ведра и прочее. Так было и 5 сентября, 31 октября, 5 декабря 1942 года, когда озлобленный враг пытался огнем уничтожить город и оборонные объекты. Но героической по сути была и повседневная работа судоремонтников, осо бенно в зимнее время, в неотапливаемых цехах с дырявыми крышами. Температу ра - что снаружи, то и в помещении. Хорошо хоть ветер не гуляет. Отогревались у костра, горящего в бочке прямо в цеху. Или спасались от замерзания так, как рас сказывает Юлия Александровна Кольцова, которая в 1943 году 16-летней девчуш кой пришла работать в механический цех учеником слесаря. "Жила я у тетушки, на улице Туристов, далеко от верфи. Чтобы зимой, когда порою снега по колено, поспеть к 8 часам, приходилось ещедо шести выхо дить из дома. А опоздать нельзя, под суд попадешь. Иногда, чтобы облегчить путь, шла по железной дороге, там все-таки снег чистили. Однажды, в метель, чуть не погибла. Оглянулась, а паровоз в трехшагах, без света идет. Еле успела отскочить. Работала я в бригаде Жемчугова Алексея Дмитриевича. Он, да еще Крас нов, паренек Саша и мы с Машей Нефедовой, - воти вся бригада. А дело наше было такое: поднимут судно, утопленное в заливе, поставят к причалу. На судне Жемчугов Алексей Дмитриевич - вете ран Мурманской судоверфи 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz