Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 8 ВМЕСТЕ С ФРОНТОМ В ойна началась для работников Мурманской судоверфи, как и для боль­ шинства советских людей, речью Молотова по радиотрансляции. Конеч­ но, люди были удручены сообщением, но если судить по архивным документам су­ доверфи первых дней войны, - в панику не впадали. Предвоенный личный состав судоверфи насчитывал 2708 человек: ИТР-282, производственных рабочих всех профессий - 1160, служащих - 190, обслуживаю­ щего персонала - 202,учеников - 374. Паники не было, но суматохи - более чем хватало. Надо было часть ценного оборудования эвакуировать внутрь страны, а оставшееся рассредоточить, чтоб не оставить флот без ремонтной базы. Надо было отмобилизовать в ряды армии ифлота около 450 работающих. Надо было отпустить в эвакуацию свыше 300 женщин. В первые же дни войны судоверфь лишилась почти половины своих кадровых работников. В условиях военного положения верфь сразу же переподчинили. Вернее, фор­ мально она оставалась в подчинении Главрыбосудостроя, но оперативно шагу не могла ступить без согласования с техническим отделом Северного флота, который стал генеральным заказчиком верфи. Ремонт военных кораблей - аварийный, теку­ щий, навигационный-стал главной задачей предприятия. Другим крупнейшим заказчиком стала 14-я армия - основное сухопутное воо­ руженное формирование, действовавшее на Мурмане. Сразу же со введением военного положения трудовой распорядок на судовер­ фи коренным образом изменился. Введена была двухсменная круглосуточная рабо­ та. Люди работали по двенадцать часов с одним перерывом на обед. Это в самом легком, самом лучшем случае, если родина влице дирекции не потребует большего. 30 июня был сдан по акту первый РТ, ставший боевым кораблем. Вслед за первым они пошли пачками. Кипела невиданная прежде страда. Требовалось не только переоборудование, почти все траулеры нуждались в ремонте. ИТР и рабо­ чие не уходили с судоверфи сутками. Вздремнут в закутке и снова за работу. Тем­ пы были таковы, что, например, РТ-59 был переоборудован в боевой корабль в течение 6 суток. В памяти старых работников верфи сохраняется из того времени случай, о котором, действительно, забывать не стоит. На переоборудуемый траулер надо было срочно погрузить тяжелое оборудо­ вание. Крана нужной грузоподъемости просто не было. Собрали срочное совещание с участием "итээровцев" предприятия. Судили-рядили, а потом кто-то предложил по­ звать для совета дядю Мишу - бригадира такелажников. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz