Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

манием ждут торжественной минуты. Откры­ вается митинг. Речи немногословны. Предсе­ датель заводского комитета тов. Каштанов говорит: - Два года назад по приказу Анастаса Ивановича Микояна на нашей самой северной верфи был заложен первый стальной траулер. Сегодня мы с вами видим результат нашей работы. Директор судоверфи тов. Сапанадзе говорит: - Мурман, прежде дикий заброшенный край, волей партии большевиков превращен в цветущий форпост социализма на Крайнем Севере. Теперь мы тутсами строим трауле­ ры для пополнения промыслового флота, со­ зданного большевиками". Наступила долгожданная минута. Пода­ ется команда "Приготовиться к спуску!" Рабо- Сапанадзе Платон Васильевич - директор ч и е быстро ЗЭНИМЭЮТ СВОИ МвСТЭ. "Руби ТРО- Мурманской судоверфи в1939-1949 гг. „ са! Резкии удар топоров, и корпус судна сколь­ знул к воде. Течением судно развернуло вдоль залива. На бортууже мерцаеткрас­ ный свет фонаря. Слышится радостное короткое сообщение: "Всё в порядке!" Коллектив судоверфи отправил телеграмму Микояну А. И., инициатору стально­ го судостроения в Мурманске: "В результате Ваших забот о рыбном Мурмане, 12 декабря в 19часов, в условиях полярной ночи, впервые в историиЗаполярья спущен на воду первый траулер, построенный на Мурманской судоверфи. Коллектив МССВ заверяет Вас, Анастас Иванович, - на достигнутом не успокоимся. Приложим все силы для выполнения задания: выпускать 10 -12 траулеров в год". 1940 год характерен уже несколькими крупными работами по переоборудова­ нию траулеров в военные корабли: продолжалась финская кампания да и Вторая мировая уже громыхала вовсю, грозя превратиться в Отечественную. Во всяком слу­ чае, на основании телефонограммы из Наркомрыбпрома судоверфь уже в декабре 1939 года приступила к переоборудованию 9 траулеров в минные тральщики. При­ чем приказано было включить все мощности судоверфи для срочного выполнения этого правительственного задания. Работы велись круглосуточно, аккордно, без чер­ тежей и смет: руководствовались устными указаниями командования Северного флота. По окончании переоборудования, после испытаний, которые прошли ус­ пешно, траулеры вновь разоборудовали, оставив на них только ту часть спецсредств, которая не мешала промыслу. Снятые части в качестве мобилизационного запаса положили на хранение в склад судоверфи. Дела на МССВ пошли в гору, что и отмечалось в докладе первого секретаря обкома ВКП(б) Старостина М. И. на Мурманской городской партийной конференции, прошедшей 7 - 9 марта 1940 года. План по судоремонту выполнен на 107%, многие цеха перевыполнили планы и задания. "Вработе судоверфи коренным образом изменился порядокв использовании рабочей силы. Теперь всерабочие закрепленына определенныйвидработы, вслед­ ствие чего производительность труда рабочих поысилась на 33,8% по отноше­ нию к 1938 году". 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz