Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
мости возведения этого объекта. Наше положение осложнялось тем, что мини стерские чиновники выдвинули лозунг о бесперспективности Северного бассей на, ссылаясь на переживаемые нами трудности с сырьевой базой. Как известно, история посмеялась над этими горе-мудрецами. Одновременно с расширением в цехах объединения проходило техническое перевооружение, значительно менялся станочный парк и другое технологическое оборудование. В 1983 году г. Мурманск был награжден орденом Отечественной войны / степени за большие заслуги в военные годы. Вручить орден прибыл тогдашний министр обороны УстиновД.Ф. По программе на посещение предприятий и судов ВРПО "Севрыба" отводился целыйдень. Одним из главных объектовдля ознаком ления было головное предприятие объединения "Мурманская судоверфь". Увидев в работе станки с числовым программным управлением, уникальные станки по обработке гребных валов и винтов, Д.Ф.Устинов был чрезвычайно удивлен и не скрывал этого. В механомонтажном цехе мы провели много времени и выбились из графика, а маршал из цеха неуходил и все задавал и задавал вопросы. Потомон прямо заявил, что ожидал увидеть полукустарные мастерские, а увидел оснаще ние выше, чем на многих оборонных заводах подобного профиля. Из трех предприятий, создавших в 1963 году впервые в отрасли мощное судоремонтное объединение со своей специализацией и развитой внутренней ко операцией, самым мощным, поистине уникальным было головное предприятие. Если завод междурейсового ремонта и завод на Абрам-мысе занимались, такска зать, чистым ремонтом преимущественно среднетоннажных судов, то голов ное предприятие, кроме капитального ремонта разнотипных крупнотоннажных судов, в больших объемах производило недостающие детали, агрегаты, устрой ства и целые машины. Так на предприятии действовал цех дизельной топливной аппаратуры, участки по производству электродов, полимерных изделий, радио технических и другие. Когда флотупонадобилось в большихобъемахрыборазделочное оборудова ние, специально был создан и оснащен машиностроительный цех. Большие сложности переживал коллектив судоремонтников при ремонте разнотипного флота, особенно иностранного производства. Здесь следует при знать, что строились и закупались суда без учета их будущего ремонта. При неотрегулированности поставок запасных частей и агрегатов судоремонтни кам приходилось их делать на месте. Помню, какие дебаты велись в кабинетах руководителей главка, пока удалось освоить производство блок-форм для моро зильных камер судов типа ППР датской и голландской постройки, а также БМРТ. А сколько было споров при переходе на новые материалы, из которых в конце концов стали изготавливать дейдвудные втулки, детали винторулевых комплек сов и многое другое. А сколько было сложностей при ремонте форсированных главных двигателей чешского производства, установленных на судах типа БА Т "Горизонт"! Привожу только малую толику из того объема технических проблем, кото рые повседневно решал инженерный корпус объединения. Находясь около 20 лет на береговой работе, я не помню случая, чтобы судоремонтники в содружестве с инженерами ЦПКТБ, Севтехрыбпрома и Мурманского отделения института "Гип- рорыбфлот" не могли решить какую-нибудь проблему чрезвычайной технической сложности. Да, были трудности, были ожесточенные споры, когда сталкивались про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz