Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

станках при обработке деталей, то окажет­ ся, что стружка чугунная смешана со струж­ кой цветных металлов. А это совершенно недопустимо". Но основное внимание главный инженер призвал сосредоточить на досрочном выпуске кораблей из ремонта: "Это даст большой эффект и нашей верфи и тралфлоту. За прошлый год трало­ вый флотпредъявил нам счетза сверхнорма­ тивные простои около 800 тысяч рублей. Так нас не выручит никакая экономия". 23 мая недавно награжденный медалью "За трудовое отличие" слесарь Елин, теперь уже бригадир слесарной бригады, пишет в "Поляр- ке" о благотворности специализации, введенной новыми руководителями судоверфи: "Теперь моя бригадаработаетна ремон­ те сразу четырех судов, специализируясь на ремонте котельной арматуры и водоподогре- вателей. Надо сразу сказать, что специали­ зация значительно облегчает и улучшает нашу работу, дает возможность хорошо изучить порученное дело и рационализи­ ровать его. Так, недавно мы применили несложное приспособление, намного уско­ ряющее расточку клапанных коробок различных размеров. Оно дает возможность растачивать коробки на месте, не снимая их с кораблей". Активизировалась комсомольская организация судоверфи. По инициативе ком­ сомольцев было создано 5 стахановских школ для рабочих основных профессий. Комсомол взял шефство над достройкой первенца завода - РТ-101 "Михаил Гро­ мов", создав там три бригады из лучших стахановцев: бригада слесарей Щукина, электромонтеров Бачина, плотников Мамонтова. На территории верфи установили щит, на котором отражались ежедневные показатели строительства корабля. Началось движение многостаночников. Вернее, началось-то оно еще в мае 1938 года строгальщиком механического цеха И. Петро­ вым. Он тогда, работая на двух станках, перекрыл норму в 10 раз. Но в то время опытом Петрова не особо заинтересовались. Теперь стали продумывать и осуще­ ствлять возможности этого движения. 12 декабря 1939 года был спущен на воду первенец мурманского стальног судостроения - РТ-101 "Михаил Громов", названный в честь Героя Советского Со­ юза №8-участника знаменитого чкаловского трансарктического перелета. "Сталин­ ская Конституция", хотя и была заложена первой, оставалась пока недостроенной. Вот как писала о спуске траулера "Полярная правда": "Рано утром, когда город еще окутывали предрассветные сумерки (какие там сумерки ранним зимним утром ? - темень сплошная. - B.C.) на площадку со­ брались рабочие Мурманской судоверфи Главрыбосудостроя. Они заканчивали последние приготовления к спуску судна. Инженер, старший прораб по металлическому судостроению, тов. Марты­ ненко вместе со стахановцами еще раз проверил крепления, спусковые устрой­ ства. Всё было подготовлено с большим мастерством. Все с напряженным вни- Жемчужина Полина Семеновна, 1939 г., нарком пищевой помышленности 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz