Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Кожевников Василий Федорович. Приехал в Мурманск в 1931 году из Старого Оскола уже квалифицированным формовщиком. Ликбез, учеба в Красной Армии расши­ рили кругозор молодого производственника. ремонта будут производиться с участием прораба. Отставание в металлическом судостроении объяснялось серьезными причинами - отсутстви­ ем проекта, рабочих чертежей, паровых котлов, механизмов. Но все-таки основная причина - не­ достаточное внимание к этому участку со сторо­ ны руководства верфи. "В настоящее время положение выправля­ ется. Проект утвержден наркомом тов. Жем­ чужиной. Для уточнениярабочих чертежейизЛе­ нинграда прибываетспециальная бригада во гла­ ве с автором проекта. Паровые котлы - основ­ ное оборудование - уже погружены на трауле­ ры. Награждение правительством группы пере­ довиков МССВ воодушевляет нас на новые про­ изводственные победы, чтобы достойно встретить радостный пролетарский праздник 1Мая". А 14 апреля на судоверфь приходит новый руководитель. По приказу, подписан­ ному Полиной Жемчужиной, наркомом рыбной промышленности СССР, директором стал Сапанадзе Платон Васильевич, и с ним будет связана теперь целая эпоха вжиз­ ни Мурманской судоверфи. Сапанадзе родился в г. Поти в 1906 году. Там окончил приходскую школу и ремесленное училище. Три года работал машинистом в Потийском порту, потом шесть лет ходил старшим машинистом на судах Ленинградской конторы Совторгфлота, по­ работал немного и 3-м механиком. Окончив курсы механиков учебного комбината Балтийского морского пароходства (БМП), оказался инструктором политотдела, а по­ том и начальником отдела кадров этого пароходства. В феврале 1938 года, по на­ правлению, стал директором междурейсовых мастерских Мурманрыбы, где за год с небольшим проявил себя незаурядным организатором. Сапанадзе иУсач оказались той парой, которая своей организационной энер­ гией сумела сомкнуться с энтузиазмом рабочих-стахановцев и вывести Мурманскую судоверфь из затяжного кризиса. Уже в середине 1939 года кроме "пожарных" ме­ роприятий намечаются системные, далеко глядящие. 14 мая Усач М. С. в программ­ ной статье "Резервы судоверфи" пишет, что многие из забракованных ОТК изделий при минимальной доработке могут быть использованы на кораблях. Работники ОТК очень часто подходят к бракеровке формально, не задумываются над тем, как мож­ но детали исправить и употребить в производство. Экономия нужна везде: "Часто заготовки поступают с такими припусками, что металла прихо­ дится снимать больше, чем весит сама изготавливаемая деталь. На это мы тра­ тим много станочных часов". Усач говорит также о необходимости замены цветных металлов на черные там, где это возможно. Напоминает, что даже то, что мы привыкли называть хламом, пред­ ставляет собой большую ценность. "Если внимательно заглянуть в огромные ящики со стружкой, снятой на 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz