Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Кожевников Василий Федорович. Приехал в Мурманск в 1931 году из Старого Оскола уже квалифицированным формовщиком. Ликбез, учеба в Красной Армии расши рили кругозор молодого производственника. ремонта будут производиться с участием прораба. Отставание в металлическом судостроении объяснялось серьезными причинами - отсутстви ем проекта, рабочих чертежей, паровых котлов, механизмов. Но все-таки основная причина - не достаточное внимание к этому участку со сторо ны руководства верфи. "В настоящее время положение выправля ется. Проект утвержден наркомом тов. Жем чужиной. Для уточнениярабочих чертежейизЛе нинграда прибываетспециальная бригада во гла ве с автором проекта. Паровые котлы - основ ное оборудование - уже погружены на трауле ры. Награждение правительством группы пере довиков МССВ воодушевляет нас на новые про изводственные победы, чтобы достойно встретить радостный пролетарский праздник 1Мая". А 14 апреля на судоверфь приходит новый руководитель. По приказу, подписан ному Полиной Жемчужиной, наркомом рыбной промышленности СССР, директором стал Сапанадзе Платон Васильевич, и с ним будет связана теперь целая эпоха вжиз ни Мурманской судоверфи. Сапанадзе родился в г. Поти в 1906 году. Там окончил приходскую школу и ремесленное училище. Три года работал машинистом в Потийском порту, потом шесть лет ходил старшим машинистом на судах Ленинградской конторы Совторгфлота, по работал немного и 3-м механиком. Окончив курсы механиков учебного комбината Балтийского морского пароходства (БМП), оказался инструктором политотдела, а по том и начальником отдела кадров этого пароходства. В феврале 1938 года, по на правлению, стал директором междурейсовых мастерских Мурманрыбы, где за год с небольшим проявил себя незаурядным организатором. Сапанадзе иУсач оказались той парой, которая своей организационной энер гией сумела сомкнуться с энтузиазмом рабочих-стахановцев и вывести Мурманскую судоверфь из затяжного кризиса. Уже в середине 1939 года кроме "пожарных" ме роприятий намечаются системные, далеко глядящие. 14 мая Усач М. С. в программ ной статье "Резервы судоверфи" пишет, что многие из забракованных ОТК изделий при минимальной доработке могут быть использованы на кораблях. Работники ОТК очень часто подходят к бракеровке формально, не задумываются над тем, как мож но детали исправить и употребить в производство. Экономия нужна везде: "Часто заготовки поступают с такими припусками, что металла прихо дится снимать больше, чем весит сама изготавливаемая деталь. На это мы тра тим много станочных часов". Усач говорит также о необходимости замены цветных металлов на черные там, где это возможно. Напоминает, что даже то, что мы привыкли называть хламом, пред ставляет собой большую ценность. "Если внимательно заглянуть в огромные ящики со стружкой, снятой на 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz