Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

работы целых участков, цехов и предприятия. Каждый из нас принимает на себя обязательство в этом году обучить стахановским методам труда не менее 5 человек. Образцовая организация работы по судоремонту и судостроению будетлуч­ шим нашим подарком любимой матери-родине, великой партии Ленина - Стали­ на и нашему вождю, учителю и другу Иосифу Виссарионовичу Сталину! Товарищи! Каждый день работайте по-стахановски!" Продолжалось соревнование между Мурманской иАстраханской верфями. Ро­ ман Николаевич Трифонов, начальник кузнечного цеха и видный рационализатор-он придумал пневматический станок для отковки головок гвоздей, применил штамповку для болтов и заклепок, что позволило вдесять раз повысить производительность это­ го труда, - был по распоряжению Главсудостроя отправлен в Астрахань для обмена опытом. Вот как он сам рассказывает об этой поездке в начале 1939 года: "ВАстрахань я приехал 4 марта, мне оказали теплый прием. Осмотр верфи им. Кирова я начал с кузнечного цеха. Он оборудованлучше, чему нас. Тамработа­ ют6 молотов. Помещение раза в три больше нашего. Но уход за оборудованием поставлен плохо. Из шести молотов половина все время стояла в ремонте. В Астрахани фланцы, в отличие отнаших, отковывались, а не штампова­ лись. У меня с собою были образцы наших штампов и я занялся внедрением штам­ повки. Перед моим отъездом штамповка фланцев шла уже полным ходом. Кроме фланцев я предложил штамповать болты и ряд других мелкихдеталей. Мое пред­ ложение было принято. Присмотревшись ближе к работе цеха, я заметил, что нагревательные печи очень много съедают тепла. По моему совету было сложе­ но две печи такого типа, как на нашей Судоверфи. Результат оказался хорошим, новые печи стали давать экономию топлива около 40 процентов. От астраханских рабочих мы тоже можем перенять некоторый опыт. К примеру, при обработке судовой арматуры на токарных станках астраханцы пользуются 7-резцовой револьверной головкой токаря Подойного. Это повышает производи­ тельность труда на 400 процентов. При отъез­ де из Мурманска работники кузнечного цеха уполномочили меня подписать с астрахански­ ми кузнецами отдельныйдоговор на социалис­ тическое соревнование. Этот наказ я выпол­ нил, договор на весь 1939 год заключен. После двухнедельного пребывания в Астрахани я по­ ехал обратно в Мурманск. Дирекция верфи им. Кирова за оказанную помощь в работе вынесла мне благодарность, а Главсудострой после моего отчета премировал меня месячным ок­ ладом зарплаты". Усач Моисей Семенович. Родился в 1909 г. в Ки­ евской области. Образование - высшее, инже­ нер-механик. На должность главного инженера прислан из Москвы, из Главрыбосудостроя. Воз­ главил техническую политику Мурманской судо­ верфи в самые тяжелые ее времена. Вместе с директором Сапанадзе П. В. провел судоверфь через войну. Откомандирован враспоряжение ми­ нистерства в ноябре 1945 г. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz