Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

В начале февраля 1939 года Северная экспедиция ЭПРОНа закончила очень сложные работы - капитальный ремонт слипа. В условиях полярной ночи, при силь­ ных морозах эпроновцы произвели под водой работы, требующие большой точнос­ ти. 8 февраля по отремонтированному слипу было спущено на воду первое судно - бот "Мурманец". 14 февраля в газете "Металлист" директор верфи А. Милютин осветил планы расширения и реконструкции предприятия, утвержденные руководством страны на третью пятилетку (1938-1942). По этому плану предполагалось построить 20 новых сооружений (цехов, складов и проч.). 13 существующих цехов - реконструировать. На все эти работы предусматривалось выделение 49 млн рублей, из них 39 вклады­ валось в строительство первой очереди. В результате валовая продукция предприя­ тия в 1942 году должна была увеличиться в 2,5 раза против плана 1937 года. "При работе в две смены верфь ежегодно будет строить 10 - 12 траулеров, 10 ком­ байнов, столько же дрифтер-ботов. Увеличится пропускная способность и в су­ доремонте. Верфь будет выпускать около 200 судов в год. Из них до 25 трауле­ ров из капитальныхремонтов, 50 из средних. Число работающих на верфи увели­ чится до 4-х тысяч человек. По указанию наркома рыбной промышленности тов. Жемчужиной разрабатывается проект жилого городка для рабочих верфи". Но не столько рост численности рабочих закладывался в основу увеличения программы МССВ, сколько подъем производительности труда, широкое развитие соц­ соревнования и стахановского движения. Приказом тов. Жемчужиной "разрешено израсходовать 150 тыс. рублей на составление технологического процесса про­ изводства, являющегося основнымусловиемдля планирования, для правильной и четкой организации труда и повышения производительности". Перспективы воодушевляли. Никто ведь тогда еще не представлял, что фаши­ стское нападение в 1941 году исказит и перечеркнет эти величественные пред­ начертания. Дела на верфи хоть и медленно, с перебоями, но налаживаются. Отчасти на­ ведению порядка помогло постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от Общая панорама верфи деревянного судостроения 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz