Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 7 ПЕРЕД ВОЙНОЙ И так, вторая половина 1937 года была временем слияния двух наибо­ лее значительных мурманских судостроительного и судоремонтного про­ изводств под эгидой СРЗ. Новое, объединенное, предприятие стало называться Мур­ манской судостроительной и судоремонтной верфью Главрыбы (МССВ), но на пер­ вом месте все-таки в нем встал судоремонт, потому что к тому времени основную долю рыбы уже добывали траулеры. К ним и обратилась львиная доля правитель­ ственного внимания. Правда, наряду с ремонтом, решено было и строить, но уже, по преимуществу, металлические суда, и не за рубежом, и даже не в Ленинграде, а именно здесь, в Мурманске, для чего возвести новые цеха на обобщенной террито­ рии и снабдить предприятие дополнительным оборудованием. В 1937 году на это дело правительством отпущено 15 млн рублей и строители Мурпищестроя уже забивали здесь сваи под будущие цеха и ставили новые стапели, на которых в июне следующего года заложили два траулера: "Советская Конститу­ ция" и "Михаил Громов". Это едва ли не первая фотография видных стахановцев, сделанная коррес­ пондентом окружной газеты на объединенной судоверфи. И совсем не случайна, а показательна ошибка, допущенная газетой в написании названия верфи: судоремон­ тная функция поставлена впереди судостроительной. Тогда же вновь сменился директор предприятия. Иванов, продержавшийся у руля около полугода, подвергался постоянной критике во всех видах печати. Осо­ бенно усердствовал в разоблачениях молодой специалист, инженер Семин. Прибыв на верфь сразу по окончании института, он тут же взялся за обличения: дирекция, мол, слабо ликвидирует последствия вредительства, безобразно относится к моло­ дым специалистам, а прежде всего, разумеется, к нему, Семину, а еще не видит оче­ видного и подозрительно упорствует, когда он, Семин, подсказывает, как нужно рабо­ тать. А подсказывает он всем: директору, главному инженеру (Корниловичу), началь­ нику механического цеха (Биллеру), куда Семина направили. Возможно, разоблача­ ющая активность Семина была продиктована чисто юной уверенностью в своих зна­ ниях и правоте: из нашего времени трудно судить о тогдашних мотивах, мы ведь и сегодня о мотивах поведения нашего коллеги можем судить только предположитель­ но. Однако довольно странно выглядит тот факт, что зарвавшегося молодого специ­ алиста никто как следует не одернул. С 25 декабря 1937 года директором верфи стал Филиппов Михаил Григорье­ вич. Фотографий его мы не нашли, и сведения о нем сохранились самые минималь­ ные: родился в 1903 году в Тверской губернии (Зубцовский уезд). Образование выс­ шее, инженер-механик. В Мурманске прописан с 4 декабря 1937 года, то есть при­ слан сюда непосредственно перед вступлением в должность. Заглядывая вперед, 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz