Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXXXIX Моя работа близится к завершению. Текстуально она коротка, меня никогда не тянуло к многословию, равно как и к художественному тума­ ну: "то, что вообще может быть сказано, то должно быть сказано ясно; об остальном следует молчать” - тут я совершенно согласен с Витгенш­ тейном. Но подготовка к этой работе, подступы и детализация заняли полтора десятилетия. В 1997 году в Мурманске, тиражом в сто экземпляров, был опубли­ кован первый вариант этой работы под названием "Сколько нам лет". Отзывы помогли мне взглянуть на свое детище со стороны и повоспи­ тывать его дополнительно. В результате появилась отдельная глава о культурном возрасте России и несколько принципиальных соображений, развивающих основную тему. Отклики на первый вариант заставляют меня сейчас и недвусмыс­ ленно высказаться о религии: почему в проекте будущей школы не на­ ходится места религиозному воспитанию. По моему глубокому убеждению, в общеобразовательной школе цер­ ковникам, действительно, не место. Растущему человеку необходимо преподать историю религий, их непредвзятый сравнительный анализ, но привлекать ребенка школьным путем в какую-либо конфессию, то есть в религиозную партию, совершенно недопустимо, как недопустимо вносить в школу и дух политической партийности. Научить ребенка отличать красоту от безобразия, добро от зла, а истину от заблуждения можно и не налагая на него религиозного обета. Если же верующие родители во внеурочное время по собственному по­ чину начнут воспитывать свое чадо в духе близкой им религии, - это их личное дело. Конечно, таким образом они добавят проблем и своему ребенку, и его школьному воспитателю, но толковый воспитатель суме­ ет и эту сложность повернуть на пользу воспитательному процессу, ува­ жив свободу совести своего подопечного. Хорошо бы, однако, всем нам знать и помнить, что ребенка легко вовлечь в церковную атмосферу, но трудно удержать. Уже к 13-14 годам в нем происходит религиозная "ломка". Не кто иной, как православный священник, философ Василий Зень- ковский (1881-1962), автор многих педагогических книг религиозной на­ правленности, - даже он считает переломную пору детства неспособ­ ной к устойчивой религиозности. "Ужасно пестра, неопределенна, противоречива религиозная сфера в это время. Все темно н а д подростком. Вдруг он "решит" (!), что Бога нет, и уверен, что в нем нет веры, а то вдруг по привычке начнет молить­ ся и на время мистические восторги охватывают душу. Отрочество по сути религиозно пусто, хотя очень мистично - но мистикой земной, даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz