Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXXXIII чтобы ребята изначально понимали, чувствовали, что жизнь едина, что и музыка не может обходиться без арифметики, и природа теснейшим образом связана с человеком, с его культурой в самом широком понятии. Построенный таким образом курс начального просвещения даст ре­ бенку все те знания, которые усваивает он и сегодня, а кроме того путем многочисленных проб обязательно будут прояснены художественные предпочтения и дарования воспитанников, которые потом они смогут развить в студии при школе или вне ее.Но даже если организованное эстетическое воспитание ограничится и четырьмя годами, - человек на всю жизнь сохранит заинтересованное отношение к музыке, живописи, пению, художественному творчеству вообще. Не истребится уже вкус ребенка: слух, зрение - чувства, - воспитанные красотой. Примерно в десятилетнем возрасте, как мы помним, ребенок пере­ живает довольно резко выраженную перемену психического состояния - вступает в критический период этической компетентности. Он теперь уже пытается освоить мир этически, разделить на "добрую" и "злую", на дружественную и враждебную сферы. В этом возрасте актуализируется вера, воля. Душа подростка жаждет идеала, безусловного "божествен­ ного" авторитета, и задача школы - дать на этом этапе обучения истин­ но авторитетного воспитателя. Обучение становится раздельным - этого требует фактура взросле­ ния, специфика пробуждающегося пола. Класс мальчиков (опять не бо­ лее 10-12 человек) подпадает под руководство наставника-мужчины, я бы сказал, - рыцарского склада. Девочки оказываются под крылом жен­ ственной строгой наставницы. Раздельность воспитания (именно и только на "средневековой" стадии школы) способствует возникновению в маль­ чиках и девочках платонизированного, возвышенного отношения к про­ тивоположному полу. Такое отношение во многом разрушено сейчас поветрием "сексуальной революции", но ведь романтическая влюблен­ ность - это естественная величественная подъемная сила духа, влеку­ щая на стезю жизненного подвига ради любимого человека. "Сублимированный эрос, - как выразились бы специалисты, - есть энергетическая база культуры", и воспитатель-мужчина призван пере­ дать мальчишке, кроме рукомесловых основ, нормальное преклонение перед женщиной, а девочка под неусыпным оком классной дамы долж­ на будет освоить бесчисленные женские премудрости, подготовить себя к будущей роли вдохновительницы, невесты и матери. На этой стадии школы важнейшие черты воспитательского облика - нравственная определенность, умение, не педалируя обстановки, со­ здавать и разрешать в группе всевозможные поведенческие коллизии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz