Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LXXXII Владимир Семенов воспринимают мир, готовы сочувствовать и деревцу, и ручью, не говоря уже о зверюшках; и мы обязаны утвердить ребенка в столь прекрасном ощущении сопричастности природе, развить и облагородить естествен­ ный дичок всеми доступными нам эстетическими методами: музыкаль­ ным, художественным, литературным, театральным. Первые три-четы- ре года обучение-воспитание в школе надо сделать эстетическим по- преимуществу. Воспитатели этой стадии должны иметь базовое музыкальное или художественное образование, знать английский язык и практическую пси­ хологию, уметь преподать письмо и арифметику, любить природу и ли­ тературу. Детские группы на эстетической стадии школы смешанные, не более 10-12 человек в классе, чтобы воспитатель не терял из виду ни одного своего ребенка. Пол воспитателя не имеет особого значения, лишь бы человек был честен и душевно относился к детям, к делу своему. Расписание занятий свободно, составляется самим воспитателем по мере внутренней надобности. Нередко практикуются встречи двух клас­ сов, совместные занятия двумя группами (одновозрастными, но разны­ ми по специализации - для расширения горизонтальных представле­ ний, и разновозрастными - для постановки вертикального взгляда, что­ бы малыши ощущали перспективу, тянулись к ней). Письмом, чтением, арифметикой, литературой (в основном сказочной, анимистической на этой стадии) дети овладевают с помощью того же воспитателя, и он же ведает английским письмом и углублением разговорного английского, чьи начала дети, будем считать, уже получили в семье или в садике. Приходящий преподаватель здесь понадобится разве что по физкульту­ ре, а еще лучше, если сам воспитатель освоит методику физической подготовки детей, которая в школе должна иметь характер игровой, оз­ доровительной. Вспомним, о чем говорил неповрежденный стих Юве­ нала: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом..." Разумеется, я рисую очень приблизительный облик начальных клас­ сов будущей школы. Воспитание - живой всенародный процесс, и уже поэтому плюралистичный. Но он и не разномыслие без берегов, не раз­ брод по типу лебедя, рака и щуки в крыловской басне, - такого плюра­ лизма в общеобразовательной школе быть не может, не должно быть. Свобода в пределах выбранной стратегии - вот школьная - да и только ли школьная! - норма. А новая стратегия начального обучения в его эстетической основе. Музыкальный инструмент станет столь же привыч­ ным в интерьере класса, как и классная доска. Занятия учеников на­ чальной школьной ступени - симбиоз артистических штудий, обобщен­ но говоря, с чтением, с обучением письму, счету, языку, природоведе­ нию. И, по возможности, взаимопроникновение всех этих предметов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz