Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXXXI ной, культурной эволюции человечества. А ее, нашу социальную эволю­ цию, нашу социальную природу демонстрирует история человеческой культуры. Это три примерно равных по времени периода самовоспита­ ния человечества: эстетический, этический и рационалистический. Они соответствуют трем критическим периодам детства, являются коллек­ тивным выражением нашей взрослеющей человеческой сути. И, чтобы стратегия просвещения совпала с Божественным промыслом о ребен­ ке, надо обеспечить, подставить воспитаннику три равновеликих школь­ ных ступени: эстетическую в детстве, этическую в отрочестве и рацио­ налистическую в юности. Это и есть нормальный - естественный - по­ рядок развития личности, благодаря которому каждый критический пери­ од школьного детства окажется в наиболее благоприятной атмосфере и принесет со временем зрелые культурные плоды. Этот образовательный процесс и окажется практическим выявлени­ ем и собиранием в человеке его эстетических, этических и познаватель­ ных возможностей, то есть сведением воедино Истины, Добра и Красо­ ты, выражаясь символически. Ребенок расположен к такому порядку вос­ питания всем существом своим. Он всегда был расположен именно так - и двадцать, и десять тысяч лет тому назад, - но только по истечении рационалистической эпохи развития человечества становится понятной наша человеческая суть. Теперь мы можем подступиться к под­ линно гармоническому воспита­ нию своего потомства. Рано или поздно к сходному пониманию подойдет все человечество. Жизнь заставит. Итак, что конкретно требует­ ся от школы, направленной к но­ вому идеалу культурного воспи­ тания? В дошкольном и раннем школьном детстве сознание еще мифологично, рассудок еще не созрел к выполнению логических операций. Не готово еще к стой­ кому упрочению и этическое, во­ левое начало. Зато мы вполне можем рассчитывать на чувстви­ тельность детей в этом возрас­ те. Они буквально по-язычески

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz