Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий LXXIX Глава восьмая Цель воспитания - человеческая цельность. В этом были уверены все культуры. Но, как мы уже увидели, каждая культурно-историческая эпоха понимала и развивала цельность человека по-своему, в соответ ствии со своим духовных возрастом. Античность лепила растущего ре бенка по законам "красоты", и воспроизводила человека "цельноэстети ческого". Средневековое общество трактовало цельность, как тоталь ное подчинение "добру", и сразу окунала человека в атмосферу послуш ничества, "добротолюбия", воспроизводя "человека верующего", бояще гося отпасть от Бога. Общество же Нового и Новейшего Времени поня ло человека как естествоиспытателя, носителя бесконечного научно-тех нического прогресса, и попыталось создать целиком рационалистичес ки мыслящего индивида, взывая к рационализму воспитуемого прямо с младенчества. Надо сказать, да вы, наверное, и сами подметили, что в каждой из прошедших перед нами трех европейских школ есть частица правды неувядаемой. Так программа античной школы для детей 6-9 лет была очень близка к тому, что действительно требуется младшекласснику, а психологический климат средневекового просвещения, не удовлетворяя критическим периодам раннего детства, безошибочно действовал на под ростковой стадии взросления. Но понятным становится и то, что ни одна из прошлых стратегий школьного воспитания, включая, конечно, и сегодняшнюю, не совпада ла сколько-нибудь близко с цельным природным (Божественным) замыс лом о развитии человеческих способностей. Последовательность критических периодов взросления похожа не столько на цепь, сколько на пирамиду, где основанием служит период сенсомоторного развития, на нем располагается период лингвистичес кой компетентности, а уж из нее вырастает, на ней зиждется надстройка из трех друг за другом созревающих компетентностей: эстетической, этической и теоретической. Разумеется, эта пирамида не похожа на дет скую игрушку: она - живая, и каждый новый период зарождается в глу бине предыдущего. Причем, если последовательность и продолжитель ность критических периодов от воспитателей не зависят, то насыщение воспитующим материалом зависит впрямую. Можно сказать так: природа (или Бог) задает ф о р м у воспитания, а содержание вкладываем мы. Наша воспитательская задача - соот ветствовать Божественной форме взросления человека. При точном по падании мы сохраним в ребенке человека задуманного, созданного, лю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz