Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LXXVIII Владимир Семенов В литературе по психологии публикуются результаты исследова­ ний Кольберга (1963 г.), изучавшего изменения нравственных позиций личности по мере взросления. Систематизируя ответы разновозраст­ ных детей на то, чем они руководствуются, что главным образом вли­ яет на их поступки, Кольберг выделяет три возрастных уровня нрав­ ственности. Первый уровень - преднравственный (до десятилетнего возрас­ та). На нем дети ведут себя в зависимости от вознаграждения или наказания, следующими за их поступками, и в соответствии с сиюми­ нутной пользой, которую могут извлечь. Точка зрения других людей в расчет не принимается. К десяти же годам ребенок переходит на вто­ рой, так называемый конвенциальный уровень, когда человек уже на­ чинает придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после тринадцати-четырнадцати лет у детей появляется психическая возможность перейти на третий уровень нравственности, основан­ ный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольбер­ га? Они говорят прежде всего о том, что генетически обусловленная программа психического созревания ребенка требует, чтобы прибли­ зительно к четвертому году школьного обучения эстетическая доми­ нанта образования превращалась в этическую. Этого ждет природа подросткового детства. Не находя полноценной нравственной воспи­ тательной пищи в школе, подросток начинает питаться отбросами дво­ ра, потому что вовсе голодать он не может. Несовпадение генетичес­ ки созревших этических запросов ребенка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но подчас и от легального общества вообще. Вот это уже беда полная. Потери наши на подростковой стадии обучения столь же опасны, сколь и неисчислимы. К 13-14 годам, когда психические структуры индивида созревают до готовности к абстрактному рационалистическому мышлению, то есть оказываются наконец совпавшими, согласованными с формой нашего школьного преподавания - дети уже как правило ненавидят общеобразовательную школу, и то ли бросают ее при сколь-нибудь удобном случае, то ли домучивают по обязанности, зная, что без ат­ тестата карьера их будет корява, социум их отвергнет. Отсюда разве можно обвинять наших детей в небрежении шко­ лой? Даже если ты родился ангелом во плоти: все равно невозможно выдержать многолетнего измывательства над естеством детства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz