Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
LXXVIII Владимир Семенов В литературе по психологии публикуются результаты исследова ний Кольберга (1963 г.), изучавшего изменения нравственных позиций личности по мере взросления. Систематизируя ответы разновозраст ных детей на то, чем они руководствуются, что главным образом вли яет на их поступки, Кольберг выделяет три возрастных уровня нрав ственности. Первый уровень - преднравственный (до десятилетнего возрас та). На нем дети ведут себя в зависимости от вознаграждения или наказания, следующими за их поступками, и в соответствии с сиюми нутной пользой, которую могут извлечь. Точка зрения других людей в расчет не принимается. К десяти же годам ребенок переходит на вто рой, так называемый конвенциальный уровень, когда человек уже на чинает придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после тринадцати-четырнадцати лет у детей появляется психическая возможность перейти на третий уровень нравственности, основан ный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольбер га? Они говорят прежде всего о том, что генетически обусловленная программа психического созревания ребенка требует, чтобы прибли зительно к четвертому году школьного обучения эстетическая доми нанта образования превращалась в этическую. Этого ждет природа подросткового детства. Не находя полноценной нравственной воспи тательной пищи в школе, подросток начинает питаться отбросами дво ра, потому что вовсе голодать он не может. Несовпадение генетичес ки созревших этических запросов ребенка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но подчас и от легального общества вообще. Вот это уже беда полная. Потери наши на подростковой стадии обучения столь же опасны, сколь и неисчислимы. К 13-14 годам, когда психические структуры индивида созревают до готовности к абстрактному рационалистическому мышлению, то есть оказываются наконец совпавшими, согласованными с формой нашего школьного преподавания - дети уже как правило ненавидят общеобразовательную школу, и то ли бросают ее при сколь-нибудь удобном случае, то ли домучивают по обязанности, зная, что без ат тестата карьера их будет корява, социум их отвергнет. Отсюда разве можно обвинять наших детей в небрежении шко лой? Даже если ты родился ангелом во плоти: все равно невозможно выдержать многолетнего измывательства над естеством детства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz