Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXXVII Знаем, но не даем, и (если называть вещи своими именами) со­ вершаем тем самым первое серьезное преступление против челове­ ческой личности. Первое, но, как вы наверное уже догадываетесь, не последнее. К шести, семи годам на фоне затухающего периода лингвистичес­ кой компетентности начинается критический период эстетической ком­ петентности растущей личности. До того рисование, лепка, танцы и прочие артистические упражнения не столько развивают ребенка эс­ тетически, сколько помогают успешному завершению стадии сенсо- моторного развития. А начало школьного возраста как раз совпадает с моментом созревания ребенка для артистических штудий, что и под­ тверждается практикой приема детей в музыкальную школу. Но сегод­ ня музыкальное образование - удел микроскопически незначительно­ го меньшинства, причем удел тяжелый, сверхурочный, излишне спе­ циализированный, а потому обычно и нелюбимый ребенком. Урочная же школа вместо того, чтобы воспользоваться созревшими структура­ ми детского восприятия и воспроизведения музыки, живописи, танца, художественного слова, вместо того, чтобы сделать начальное обуче­ ние эстетическим в самой основе, где и чтение, и письмо, и необходи­ мые начала математики росли бы из той же эстетической почвы (мож­ но ведь прекрасно освоить арифметику через музыкальный счет), - вместо этого сегодняшняя школьная педагогическая практика враз от­ казывается от детсадовской и спешно окунает детей в абстракцию ик­ сов, игреков и прочих холодных прелестей рационалистического тренинга. Это и есть второй капитальный, еще более страшный удар по человеческим способностям и перспективам. Целый спектр их, едва ли не самая крупная область способностей человеческой личности в момент созревания не получает развития и постепенно зарастает бу­ рьяном. Даже если когда-нибудь позже человек и обнаружит в себе не погибшие ростки художественных способностей, - их весна прошла согласно закону критических периодов, время упущено. И потеря не только в том, что в человеке, возможно, погиб большой художествен­ ный талант. Это не вся беда. Основная беда, что в человеке не воспи­ тан эстетический вкус, который принес бы ему пользу в любом по­ зднее избранном деле. И не только ему лично, а и всему обществу. Но и это не последний удар, не последний барьер, который ставит социально формулируемая программа обучения на пути развиваю­ щейся личности. Примерно к десятилетнему возрасту на фоне все продолжающей­ ся эстетической компетентности в детской психике созревают струк­ туры этической компетентности. Что это значит?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz