Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LXXVI Владимир Семенов Где-то на шестом месяце наш ребенок начинает активно лопотать, "вокализировать". Это созревают основы его лингвистической компе­ тентности. Причем, некоторые исследователи утверждают, что дети в возрасте пяти-шести месяцев произносят все звуки в с е х челове­ ческих языков, какие только есть на Земном шаре. Во всяком случае можно не сомневаться: перенеси мы ребенка в этом возрасте из рус­ ской избы, скажем, в китайскую фанзу или эскимосское иглу к прием­ ным родителям, и вскоре он, будучи русским по происхождению, зап­ росто начнет изъясняться на китайском или эскимосском, то есть на том языке, который слышит. А если он слышит сразу два, три языка, то и осваивает все сразу. Он, конечно, не языковед, он - язычник-про­ фессионал. Расцвели его творческие способности называть мир; его память, его фонетический аппарат устроены в этом возрасте специ­ ально для освоения языков, и ребенок чувствует это, знает о своих успехах, и они еще подогревают рвение ребенка, усиливают его твор­ ческую потребность. В этом возрасте человек еще счастлив. В этом возресте, если дитя здорово, если окружено любящими родителями, у него есть все составляющие счастливой жизни, все три любви: к се­ мье, к творческой работе освоения мира, и к самому миру, который пока еще во многом и состоит из семьи, и ничем не успел разочаро­ вать ребенка. Можно сомневаться в справедливости выражения "че­ ловек создан для счастья", но не приходится сомневаться в том, что "ребенок создан для счастья". Оставим пока в стороне уродливые се­ мьи и беспризорщину - они требуют особого разговора. В нормаль­ ной же семье ребенок подобно Адаму с Евой помещен в раю. Но тут же, в этот счастливый для ребенка период лингвистической компетентности, педагогическая практика наносит первый серьезный удар по счастью человека. Наступает первое крупное несовпадение между созревшими творческими способностями ребенка и обществен­ ными воспитательскими установлениями. Они не дают ребенку-языч- нику нового лингвистического материала для успешного, радостного труда. Это все равно как в момент наивысшего творческого взлета отобрать у художника кисти, краски, холсты, то есть лишить его люби­ мой работы. Разница лишь в том, что ребенок не знает, чего он лишен, не подозревает о резком сужении перспектив своей дальнейшей судь­ бы. Он готовно и по видимости безбедно переключается на другие игры, на другие занятия, а великолепный языческий аппарат остается вту­ не, крутится вхолостую. Ребенок не знает, ч т о от него отняли, но мы-то знаем, должны знать, что в эпоху глобальных коммуникаций хо­ рошее знание языка международного общения необходимо; знаем и то, что разговорный язык легче всего дается в младенчестве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz