Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий LXXIII Иное дело - взросление особи, духовное возрастание личности. Оно складывается из взаимодействия двух запрограммированных про цессов, не зависящих (или почти не зависящих) от воспитуемого. С одной стороны, действует биологическая программа увеличения моз га, усложнения нервной системы, то есть программа созревания, из менения возможностей научения растущего ребенка, обусловленная генетически, присущая всему виду "человека разумного" независимо от национальной или расовой принадлежности. Эта программа не под вергается мутациям и не меняется уже много тысяч лет, по-видимому, со времен появления кроманьонца. А с другой стороны, на ребенка действует окружающий мир, и, в частности, наша социально обуслов ленная программа воспитания и обучения детей, значительно меняю щаяся, как мы уже убедились, вместе с нашими представления о мире и человеке. Метаморфозы этой, зависимой от исторически меняюще гося общества, программы нам довольно хорошо известны. Но что мы знаем о программе созревания, обусловленной генетически? Оказывается, тоже не так уж мало. Благодаря достижениям науки последнего столетия выяснено, что младенчество, детство, отроче ство и юность можно рассматривать как цепочку так называемых кри тических периодов, во время которых ребенок наиболее чувствите лен, восприимчив к тому или иному виду воспитания, научения. Имен но в "свой" критический период определенное научение наиболее эффективно: до этого периода любая тренировка мало что дает, а после него соответствующий орган или функция постепенно утрачи вает пластичность, и, чем больше времени прошло после критическо го периода, тем более затруднительным становится научение. Например, критический период освоения родного языка - это воз-‘ раст от полутора до трех лет. За это время ребенок без всяких види мых усилий набирает большой словарный запас и достигает доволь но высокого семантического уровня (то есть приобретает способность понимать значения слов, неразличимых по звучанию, но имеющих раз ный смысл в зависимости от контекста), и уже сам строит фразы со гласно синтаксису, изобретая при этом порою свежие, забавные сло весные фигуры. Но если мы на это время изолируем ребенка, вырвем его из естественной языковой среды, как это бывало с реальными ма- угли - поезд, как говорится, уходит. И чем дальше, тем больше малыш теряет свою генетически запрограммированную лингвистическую ком петентность; родной язык ему уже дается с трудом. Хорошо, что такие выпадения случаются исключительно редко, и поэтому обычно у де тей нет проблем с освоением основного языка, хотя никто их специ ально не учит. Они без какой-либо нашей целевой программы хорошо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz