Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
LXVI Владимир Семенов модержца, скоропостижно разделил российское общество на чита ющую "публику" и земледельствующий "народ". В то время, как в Европе 18 века наблюдалась уже тенденция культурного сближения различных социальных слоев, - в России, наоборот, элита оказа лась оторванной от своих национальных основ, а массы лишились культурного водительства и возглавления. "Народ" перестал пони мать "публику", перестал доверять ей, а "публика" либо стала пре зирать "темную необразованную массу", либо заискивала перед ми стической богоносной сущностью "народа”. Этот раскол усугубился и новым положением церкви. На Западе она была связующим звеном между элитной и массовой культурой. В ее храмах ослаблялось социальное напряжение, проповедовалась необходимость культурного единения нации. В России же волей Пет ра церковь стала частью госаппарата. Совесть нации лишили само стоятельности, поставили во фрунт, сделав российское самодержа вие бессовестным, нечувствительным к народной боли. Насильственное государствен ное закрепощение церкви сыграло роковую роль в истории России. Вносил сюда свою долю и дли тельный процесс языческо го разъедания российского правосла вия. По квалифицированному сви детельству священника и филосо фа Павла Флоренского русский на род получил как бы даром огром ное духовное сокровище - богатую и мудрую церковную культуру. Это сокровище было добыто многове ковым подвигом других народов, которые его выстрадали своей кро вью. Русский народ вырос, как ре бенок очень состоятельных роди телей и привык получать больше - не только заработанного, но и ус военного... Русский народ тратил полученное им при рождении на следство, полагая, что оно никог да не иссякнет. Между тем, заклю чает Флоренский, русская история была таким иссяканием, и настоя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz