Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXV медлительная, то есть "косная" культура (без отрицательного оттен­ ка этого слова). Пастыри учили древне-русского человека жить "кос- ня и ожидая", без суеты и дергания (в дергающемся обитает бес), по церковному идеалу благообразия, благолепия и благочиния. Всякое деяние ложится на чаши небесных весов. Воздаяние неотвратимо, поэтому нельзя спешить, следует "семь раз отмерить", "крепкую думу думати". Если каждый из нас "образ и подобие Божие", то нелепо подпрыгивать и забегать вперед, "обгонять время", искать идеал в будущем. Он был до нас и останется при нас, поэтому мы должны почитать предков и ценить настоящее. Пренебрежение настоящим "своим" началось в первую Смуту и привело к ужасам церковного раскола. "Косные" не приняли "новин" патриарха Никона. Но по сути и Никон не к новинам стремился. Он был, можно ска­ зать, коснее косных, попытался выправить книги и обряды по древ­ ним греческим образцам, исправить "новины", внесенные ошибками полуграмотных переводчиков и переписчиков. Однако, эти ошибки, накопленные за сотни лет русского православия, стали настолько "своими" для христиан "третьего Рима", что, спасая их от греческой порчи, общины старообрядцев запирались в молельнях и, торже­ ственно распевая сокровенные ошибочные тексты, поджигали сруб изнутри. Как это ни больно, а приходится признать, что наше родное пра­ вославие, без малого тысячу лет соединявшее русский народ в еди­ ный монолит, давшее столько замечательных примеров служения Богу и Отечеству, не имело внутри себя эволюционной закваски. Пе­ реняв восточное христианство в готовом виде, мы не взяли того язы­ ка, на котором оно развивалось, не прижились к тем культурным кор­ ням, в борьбе с которыми, но и благодаря которым православие ста­ новилось собою. Мы прошли мимо просвещенного язычества и лишили себя ма­ териалов для саморазвития. "Косня и ожидая", так и не создав - вплоть до 18 века - своей регулярной школы, не чувствуя в ней на­ добности, мы оказались перед необходимостью вновь заимствовать у эволюционирующего Запада. Теперь уже культуру рационалисти­ ческую. На немецком языке. А потом и на французском. Петровские реформы внесли действительную "новину" в жизнь российского общества. И сотворили глубокий культурный раскол. В допетровской Руси крестьянин и боярин, священник и мирянин были однокультурными, разговаривали на общепонятном языке. Тектони­ ческий цивилизационный сдвиг, произведенный мощным толчком са

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz