Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LXIV Владимир Семенов только с церковью, а и с городом, и со светской властью. Латинские буквы, легшие в основу западноевропейских азбук, ничуть не поме­ шали созданию самобытных литературных языков. Народные эпи­ ческие произведения уже записывались на языках национальных: "Песнь о Нибелунгах" (около 1200 г.) - на средневерхненемецком, "Песнь о Сиде" (1307) - на староиспанском, "Песнь о Роланде" (око­ ло 1170) - на старофранцузском. И совсем другая ситуация сложилась на Руси. Мы приняли хрис­ тианство из Византии, но не на древнегреческом языке античности, а на староболгарском, который не имел культурноразвитых корней, но зато был доступен на слух любому жителю Киевской Руси. Это было удобно для проповеди, для распространения новой религии, но никак не способствовало появлению той образовательной верти­ кали, которая упорно строилась на Западе. Наше просвещение на­ долго осталось горизонталью, побочным продуктом деятельности православной церкви. Обучение сводилось к овладению чтением для постижения сокровенных Божественных текстов. Что и привело нас в конечном итоге к необходимости вновь заимствовать культуру на Западе - теперь уже в виде цивилизации, под кнутом петровских указов. Бытует довольно распространенное мнение, что на пути есте­ ственного развития нашу Русь грубо притормозило татаро-монголь­ ское нашествие. Но Орда не угнетала ни религии нашей, ни просве­ щения. Скорее, наоборот, ордынское иго принудило русичей к ско­ рейшему пробуждению самосознания, к преодолению удельной раз­ дробленности, к образованию централизованного государства, по­ лучившего, увы, некоторые черты ордынского деспотического обли­ ка. С кем поведешься... Тормозов на пути к цивилизации хватало в нас самих. Через Бол­ гарию мы восприняли не только церковно-славянский язык и Бого­ служебные книги. Вместе с ними мы приняли и всю систему право­ славно-славянских ориентиров. Дело в том, что болгарские книжники после некоторых колеба­ ний наложили запрет на античную часть заимствуемой византийс­ кой культуры. Была усвоена монастырская - богословская - темати­ ка, а эллинская мудрость, много значащая для Византии, для самих наших Первоучителей - Кирилла и Мефодия, - была объявлены со­ блазном и обманом язычества. Отсюда многие специфические чер­ ты нашей нации. По словам академика Александра Панченко, культура православ­ ной Руси, если попытаться охарактеризовать ее одним словом, - это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz