Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXIII ляете, что могло быть, если бы, как Запад на латинском, мы усвоили христианство на греческом языке! Какое у нас могло быть Возрож­ дение, если бы наша интеллигенция московского периода так же знала греческий, как Запад - латинский язык, если бы наши киевс­ кие и московские предки читали хотя бы то, что христианство не ус­ пело спрятать и уничтожить из наследия Платона, Фукидида и Со­ фокла... Вместо того глашатай нашего московского "Ренессанса", ав­ тор идеи "третьего Рима" старец Филофей похвалялся: "Аз - сельс­ кий человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а ри­ торских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, - учюся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя греш­ ная душа очистити от греха". Это - просвещенный представитель века, в нем уничижение паче гордости. А современная ему непритя­ зательная приходская паства формулировала просветительные итоги восточного православия прямее и общее: "земля, господин, такова: не можем найти, кто бы горазд был грамоте". Эти абзацы Шпета звучат кощунственно для славянофильского слуха, настроенного на благодать, на дарован­ ную милость кирилло- мефодиевского просве­ щения, но и современ­ ные исследователи подтверждают, что ос­ новное различие между образовательными сис­ темами Запада и Древ­ ней Руси выросло из несхожести языковых ситуаций. Двуязычие западной Европы поро­ дило мощный соци ­ альный заказ на созда­ ние регулярных школ - заказ, который уже в 12-13 веках был пере­ выполнен, привел к по­ явлению университе ­ тов, связанных уже не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz