Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий LXIII ляете, что могло быть, если бы, как Запад на латинском, мы усвоили христианство на греческом языке! Какое у нас могло быть Возрож дение, если бы наша интеллигенция московского периода так же знала греческий, как Запад - латинский язык, если бы наши киевс кие и московские предки читали хотя бы то, что христианство не ус пело спрятать и уничтожить из наследия Платона, Фукидида и Со фокла... Вместо того глашатай нашего московского "Ренессанса", ав тор идеи "третьего Рима" старец Филофей похвалялся: "Аз - сельс кий человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а ри торских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, - учюся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя греш ная душа очистити от греха". Это - просвещенный представитель века, в нем уничижение паче гордости. А современная ему непритя зательная приходская паства формулировала просветительные итоги восточного православия прямее и общее: "земля, господин, такова: не можем найти, кто бы горазд был грамоте". Эти абзацы Шпета звучат кощунственно для славянофильского слуха, настроенного на благодать, на дарован ную милость кирилло- мефодиевского просве щения, но и современ ные исследователи подтверждают, что ос новное различие между образовательными сис темами Запада и Древ ней Руси выросло из несхожести языковых ситуаций. Двуязычие западной Европы поро дило мощный соци альный заказ на созда ние регулярных школ - заказ, который уже в 12-13 веках был пере выполнен, привел к по явлению университе тов, связанных уже не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz