Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LX Владимир Семенов и других. Это было его домашнее царство, за которое он нес законом уста­ новленную ответственность перед обществом: здесь он был не только муж и отец, но и прямо назывался государем. Труд воспитания домашних он делил с женой, своею непременной советчицей и сотрудницей. Она также государыня для дома, только при муже не ответственная перед обществен­ ной властью. Муж распоряжается в доме, жена держит порядок. Он созда­ ет достаток для дома, она уделяет бедному избыток, не расходуя лишнего. Муж так ведет дела в обществе, чтобы была спокойна семья; жена так ве­ дет дом, чтобы муж вне дома был спокоен за семью. Он направляет ум жены, она направляет сердце мужа. Весь мир Божий в этой школе сводил­ ся под домашний кров и дом становился малым образом Вселенной. Ребе­ нок воспитывался не столько уроками, сколько нравственной атмосферой, которой он дышал. Это было ежеминутное действие, посредством которо­ го дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки. Как бы ни была неподатлива природа питомца, - это непрерывно капающая капля способна была продолбить какой угодно камень. На это и рассчитан был порядок домашней жизни - среда обычая и обряда, веками сложенная, плот­ ная и чинная, массивная бытовая кладка. Все здесь было обдумано и ис­ пытано, размерено и разграничено, каждая вещь положена на свое место, каждое слово логически определено и нравственно взвешено, каждый шаг разучен как танцевальное па, каждый поступок предусмотрен и подсказан, под каждое чувство и помышление подведена запретительная или поощ­ рительная фраза из Писания или отеческого предания, все эти шаги, по­ мышления и чувства расписаны по церковному календарю, - и человек дви­ гался по этому церковно-этическому трафарету, - как движется шашка под рукой искусного игрока по разграфленной на клетки доске". Вся семья ежегодно бывала "на духу" у священника. Здесь он мог про­ верять и исправлять результаты воспитания, указывать, как вносить живую душу в механическую выправку совести. Это был своего рода инспекторс­ кий смотр домашнего образования, ибо весь приход составлял как бы одну школу, распадавшуюся на размещенные по домам параллельные классы, общим надзирателем и руководителем которых был приходской священ­ ник. И помимо исповеди родителям внушалось "советоватиси с ним часто о житие полезном", как учить и любить детей своих. Такой план и был сведен в общую программу "Домостроя". Такое примерно воспитание и получали дети крестьян, отказавшихся от рационалистической школы, внедряющей­ ся в деревню кануна нынешнего столетия. Оговоримся, не совсем такое. Ибо устои народной жизни к тому време­ ни уже шатались. Но еще не рухнули, это точно. Мы знакомы с этими крес­ тьянскими детьми, выросшими в малошкольной деревне конца 19 века. Мы отчетливо видели их в так называемой "деревенской прозе" Белова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz