Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий LIX на окружающее и нет в современной школе, где можно узнать массу чисто практических сведений об удобрении, о навозе, но нет той науки о высшей правде, которая дала бы теперь человеку сказать себе, что справедливо и что нет, что можно и что нельзя, что ведет к гибели и что спасает от нее". Глеб Успенский зафиксировал в своем очерке переломную эпоху в куль туре российского крестьянского православного общества, переход от Сред невековья к Новому Времени, от этической школы к рационалистической. Переход, перелом, как мы видим, довольно болезненный. В служилой дво рянской среде этот переход в рационалистический фазис культуры свер шился несколько раньше, и еще более судорожно, путем перепрыга через прорубленное в Европу окно. Чуть не в один миг, по историческим меркам, верхи общества скакнули от "Домостроя" попа Сильвестра к "Энциклопе дии" Дидро и Даламбера, что конечно многим вскружило голову и расслои ло общественную жизнь похлеще имущественного неравенства. В кресть янской же среде еще и перед самым двадцатым веком новые школьные порядки казались пришедшими "от лукавого". Деревенские домохозяева легко отказывались от "порченой" рационалистической школы в пользу про веренного веками домашнего обучения, обходившегося даже и без книж ной грамотности. Эта доморощенная альтернатива звучно описана нашим историком Ва силием Ключевским. "Кодекс древнего домашнего воспитания состоял из трех наук, или строений: то были строе ние душевное - учение о долге душев ном, или дело спасения души; строение мирское - наука о гражданском общежи тии, и строение домовое - наука о хо зяйственном домоводстве. Школой ду шевного спасения для мирян была при ходская церковь с ее священником, ду ховным отцом своих прихожан. Его пре подавательские средства - богослуже ние, исповедь, поучение, пример соб ственной жизни. Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его детьми, домо- владыками. Отец семейства был насто ящий народный учитель на Руси, он счи тал в составе своего семейства не толь ко свою жену и детей, но и домочадцев, то есть живущих в его доме младших родственников, слуг с семействами тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz