Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LIX на окружающее и нет в современной школе, где можно узнать массу чисто практических сведений об удобрении, о навозе, но нет той науки о высшей правде, которая дала бы теперь человеку сказать себе, что справедливо и что нет, что можно и что нельзя, что ведет к гибели и что спасает от нее". Глеб Успенский зафиксировал в своем очерке переломную эпоху в куль­ туре российского крестьянского православного общества, переход от Сред­ невековья к Новому Времени, от этической школы к рационалистической. Переход, перелом, как мы видим, довольно болезненный. В служилой дво­ рянской среде этот переход в рационалистический фазис культуры свер­ шился несколько раньше, и еще более судорожно, путем перепрыга через прорубленное в Европу окно. Чуть не в один миг, по историческим меркам, верхи общества скакнули от "Домостроя" попа Сильвестра к "Энциклопе­ дии" Дидро и Даламбера, что конечно многим вскружило голову и расслои­ ло общественную жизнь похлеще имущественного неравенства. В кресть­ янской же среде еще и перед самым двадцатым веком новые школьные порядки казались пришедшими "от лукавого". Деревенские домохозяева легко отказывались от "порченой" рационалистической школы в пользу про­ веренного веками домашнего обучения, обходившегося даже и без книж­ ной грамотности. Эта доморощенная альтернатива звучно описана нашим историком Ва­ силием Ключевским. "Кодекс древнего домашнего воспитания состоял из трех наук, или строений: то были строе­ ние душевное - учение о долге душев­ ном, или дело спасения души; строение мирское - наука о гражданском общежи­ тии, и строение домовое - наука о хо­ зяйственном домоводстве. Школой ду­ шевного спасения для мирян была при­ ходская церковь с ее священником, ду­ ховным отцом своих прихожан. Его пре­ подавательские средства - богослуже­ ние, исповедь, поучение, пример соб­ ственной жизни. Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его детьми, домо- владыками. Отец семейства был насто­ ящий народный учитель на Руси, он счи­ тал в составе своего семейства не толь­ ко свою жену и детей, но и домочадцев, то есть живущих в его доме младших родственников, слуг с семействами тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz