Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
LVIII Владимир Семенов училище в то время, когда рука родителя не задумается дополнить по этой части дома то, чего, по его мнению, не сумеет сделать школа, оказывается делом решительно неосновательным. А между тем нередко ропот на то, что "ничему не учат" и "нет строгости", переходит из области простого, зата енного неудовольствия на практическую почву, и некоторые деревни пря мо отказываются платить сбор от 10 до 25 копеек на школы, который они сами же мирским приговором обязались платить. Факты подобного рода весьма часты, и с первого взгляда кажется, что они не представляют собой ничего другого, кроме доказательства глубокого народного невежества и косности; на самом же деле выражения "ничему не учат" и "нет строгости" имеют, если только дать себе труд добиться их подлинного смысла, как раз обратное значение, то есть указывают на высоту народных требований по отношению к науке - высоту, которой школа не удовлетворяет". И далее Глеб Иванович столь же неспешно и основательно рассматри вает русскую крестьянскую натуру, складывающуюся веками в земледель ном труде, в общении с нашей неласковой природой, которую не обма нешь и не переделаешь; исследует проникновение христианства в народ ную среду, причем христианства в самом строгом, неподслащенном виде, несомое "угодниками Божиими". Эти Божьи интеллигенты внесли множе ство всевозможной нравственной и физической опрятности: посты, браки в известное время года и так далее, но, главное, они старались развить эго истическое сердце человека в сердце всескорбящее. Эта тенденция и была положена в основание старой народной школы. Цифири учили плохо, а землю мерили лаптями, "носком в пятку". Но воспитание сердца было настойчивое, учеба тиранская, и касалась она не рас чета, не выгоды, а проповедовала ту самую "строгость" к самому себе и ближним, которая нужна и важна в че ловеческом обществе, вопреки той правде дремучего леса, в которой че ловек вынужден жить:"Вот эту-то Бо жескую правду народ и считал важною в старинной псалтырной и часословной школе. Теперь же, когда времена зна чительно изменились, когда нет татари на, барина, когда общественные и час тные отношения в народной среде ос ложнились, - этой высшей точки зрения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz