Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LVIl Глава пятая Прежде чем перейти на язык практических задач, посмотрим, какое место занимает российский менталитет на шкале культурного взросления. Все-таки Россия своеобразна, она не совсем вписывается в Европу, она выпирает из нее настолько, что мы до сих пор с некоторым привкусом гор­ дости декламируем стихи Федора Тютчева: "Умом Россию не понять..." Сам Федор Иванович, насколько я понимаю, от этого непонимания гор­ дости не испытывал. За семь лет до написания знаменитого стихотворе­ ния он по пути из-за границы в Петербург, глядя на придорожные деревни, написал пусть менее знаменитые, но не менее знаменательные строки: Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья - Жизнь отошла - и, покорясь судьбе, В каком-то забытьи изнеможенья Здесь человек лишь снится сам себе. Российские люди в массе своей еще не осознают себя, живут вне исто­ рии. Вот к какому отчаянному выводу пришел славянофил Ф. И. Тютчев в 1859 году, на пятьдесят шестом году своей просвещенной жизни. Правда, и здесь не весь Тютчев. Не так прост был наш философствую­ щий поэт-дипломат, запросто беседующий с Шеллингом и водящий дружбу с Иваном Киреевским и Алексеем Хомяковым. Если вникнуть в мировоз­ зрение Тютчева, то и знаменитое стихотворение прозвучит несколько ина­ че. России не понять, меряя ее европейским аршином голого отвлеченного рассудка, который возобладал в тогдашней умственной жизни центра ци­ вилизации. "В Россию можно только верить", то есть, сопереживая, пости­ гая интуитивно, уповать на ее будущее. Именно так постигал, познавал Россию писатель Глеб Успенский. В на­ чале восьмидесятых годов прошлого века в проникновенном очерке "Власть земли" он разбирался с нижегородскими и моими новгородскими предка­ ми. И писал, в частности, об их отношении к тогдашним школьным ново­ введениям: "Деревенская школа, деревенский учитель не пользуется осо­ бой симпатией населения. Конечно, есть много превосходных учителей, умеющих возбудить к себе страстную искреннюю любовь учеников, и ска­ жем даже, что огромный процент народных учителей составляет наилуч­ ший элемент современной народной интеллигенции. Но, поговорив с лю­ бым из крестьян о современных порядках, переменах, о школе, об учили­ ще, вы непременно услышите два постоянных мнения: что "ничему не учат" и "нет строгости". С немужицкой точки зрения оба эти мнения одинаково несправедливы: во-первых, потому что учат гораздо большему, чем учили в старину по псалтырю, а во-вторых, роптать на недостаток строгости в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz