Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LV И вот теперь мы попытаемся ответить: что значит для человека такая гармонизация? Или, символизируя вопрос: что таится в един­ стве, в слиянии Истины, Добра и Красоты? Русский философ советского времени Арсений Гулыга считал, что совпадение истины, добра и красоты осуществляется в мудрости. Не иначе как в мудрости явлен синтез всех духовных потенций челове­ ка. Пожалуй, Гулыга в порядочной мере прав. Мудрость и красива, и добра, и уж, конечно, умна одновременно. Но, не оспаривая гулыгин- ского вывода, мне бы хотелось представить триаду с другой сторо­ ны, в несколько ином качестве. Вспомним слова доктора Астрова, которые мы по инерции много­ кратного цитирования стали приписывать доктору Чехову: "В челове­ ке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Ведь из этого идеала светит все та же триада. Одежда и лицо (и вообще - внешность) составляют "красоту"; "пре­ красная душа" как сочувствующий и нравстенно-волевой, действую­ щий центр определенно относится к "добру", а "прекрасные мысли" тяготеют к "истине". Человек должен быть развит эстетически, нрав- стенно и умственно - вот несколь­ ко подсушенный эквивалент астро- вского (или все-таки чеховского?) идеала. "Он умный, добрый и кра­ сивый", - скажут нам про челове­ ка, и мы готовы авансом симпати­ зировать ему, вполне удовлетво­ ренные этой краткой характеристи­ кой, потому что, несмотря на остут- ствие подробностей, картина дос­ таточно выразительна и притяга­ тельна. Она рисует нам человека поло­ жительно развитого во всех трех ко­ ординатных измерениях личности. Ум, проникающий в истину; добро­ та и красота, расцветшие и гармо­ нически явленные в человеческом облике, заслуживают симпатии и вызывают любовь. Простота вывода, помню, в пер­ вый момент ошеломила меня. Ис­ тина, добро и красота, слитые вое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz