Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий LV И вот теперь мы попытаемся ответить: что значит для человека такая гармонизация? Или, символизируя вопрос: что таится в един стве, в слиянии Истины, Добра и Красоты? Русский философ советского времени Арсений Гулыга считал, что совпадение истины, добра и красоты осуществляется в мудрости. Не иначе как в мудрости явлен синтез всех духовных потенций челове ка. Пожалуй, Гулыга в порядочной мере прав. Мудрость и красива, и добра, и уж, конечно, умна одновременно. Но, не оспаривая гулыгин- ского вывода, мне бы хотелось представить триаду с другой сторо ны, в несколько ином качестве. Вспомним слова доктора Астрова, которые мы по инерции много кратного цитирования стали приписывать доктору Чехову: "В челове ке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Ведь из этого идеала светит все та же триада. Одежда и лицо (и вообще - внешность) составляют "красоту"; "пре красная душа" как сочувствующий и нравстенно-волевой, действую щий центр определенно относится к "добру", а "прекрасные мысли" тяготеют к "истине". Человек должен быть развит эстетически, нрав- стенно и умственно - вот несколь ко подсушенный эквивалент астро- вского (или все-таки чеховского?) идеала. "Он умный, добрый и кра сивый", - скажут нам про челове ка, и мы готовы авансом симпати зировать ему, вполне удовлетво ренные этой краткой характеристи кой, потому что, несмотря на остут- ствие подробностей, картина дос таточно выразительна и притяга тельна. Она рисует нам человека поло жительно развитого во всех трех ко ординатных измерениях личности. Ум, проникающий в истину; добро та и красота, расцветшие и гармо нически явленные в человеческом облике, заслуживают симпатии и вызывают любовь. Простота вывода, помню, в пер вый момент ошеломила меня. Ис тина, добро и красота, слитые вое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz