Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
LIV Владимир Семенов Свободных осей больше нет. Но, видит Бог, это и к лучшему. Наши метания с оси на ось прекращаются. Детство культуры, как и положе но законом взросления, завершается юностью. Заканчивается экстен сивное развитие культуры, путь ощупывания координатных осей, ос воение приосевых районов. Дальше предстоит осваивать основное межосевое пространство взрослости, воспитывать гармонически развитую личность, опираясь уже не на одну ось, и даже не на две, как это было испробовано на исходе Средневековья, когда человечество ощутило недостаточность односторонней ориентации на религиозное "добро" и попыталось слить его с языческой "красотой", соединить этический и эстетичес кий подход к миру, обобщить христианские и древние греко-римские богатства. Тогда эта попытка, могущая, конечно, осуществиться только в ин теллигентных научно-художественных кругах, дала тем не менее ве ликолепные плоды, названные впоследствии Возрождением. Но в 15- 16 веках еще оставалась неосвоенной ось "истины", направление ра ционализма, и поэтму самих деятелей Возрождения засасывающе влекло на третий путь, ради ко торого они, как Джордано Бруно, могли взойти и на костер. Теперь положение иное. На закате эпохи безудержного раци онализма, наблюдая разруши тельную недостаточность его рассудочной "истины", мы пони маем необходимость сведения воедино уже всех трех истори чески обусловленных упований, всю триаду. Сама история, сама логика культурного взросления подвела нас к новому понима нию гармоничности человеческо го развития. Нынешний Ренессанс видит ся как равноценное воспитание в человеке, а отсюда и в обще стве, всех трех его духовных спо собностей: эстетических, этичес ких и рационалистически-позна- вательных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz