Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий Llll Так и сталинская всеохватная ложь в середине рационалистичес кого XX века выступила, разумеется, под именем истины марксизма- ленинизма. Нельзя сказать, что умы прошлого не понимали пагубности воз вышения одного идеала за счет других. Нет, на протяжении всей ис тории культуры мы то и дело встречаем высказывания мыслителей о цельности жизни, о гармонических связях внутри живого, о родствен ных отношениях Истины, Добра и Красоты. По Платону красота - это сияние добра. Ренессанс представлял красоту как отблеск истины. Руссо расматривал добро как красоту, приведенную в действие. По Гегелю истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. А по нашему Владимиру Соловьеву красота есть форма истины и добра. Это только те прозрения человечества, которые застряли в моей дырявой памяти. На самом деле их в истории многие сотни, если не тысячи. К тому же и не в них основные доказательства нераздельности культуры. Цельность культуры, нераздельность "истины", "добра" и "красо ты" надежнее всего доказываются самой жизнью. В какую отрасль человеческой деятельности ни зайди, - нигде не найдешь ни беспри месной "красоты", ни химически чистой "истины", ни безусловного "добра". Их нет в природе. Пытались создать "искусство ради искус ства" и науку, свободную от нравственности. Пытались и бросили. Потому что поняли бессмысленность и даже опасность этих вычле нений. Жизнеспособность искусства именно в связи его с познанием и нравственностью. Наука без этики убийственна, а слепое добро пре вращается во зло. И выходит по всем статьям: для гармонического развития жизни нужен гармонически развитый деятель. Это не сегодняшний вывод. К гармонии люди стремились всегда, восхищались ею, встречая в окружающем мире, и в любую эпоху пы тались гармонично, всесторонне воспитать человека. Но понимали гармонию в соответствии с возрастом культуры. Язычники, как мы уже заметили, строили гармоническую личность под водительством "красоты", христиане всецело доверились "добру", а рационалисты - "истине". И каждая из осей культуры не выдерживала руководящей тяжес ти, приводила людей к необходимости категорически менять ориен тацию культуры, опираться на новую координатную ось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz