Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Lll Владимир Семенов мену. Люди перестают доверять науке свою духовную жизнь. И вмес­ те с наукой теряет духовную руководящую силу сам принцип преоб­ ладания "истины" над "добром" и "красотой". Причем, основное сво­ еобразие нынешнего кризиса культуры сосредоточено в том, что ей вроде бы некуда теперь и податься. Четвертой координатой оси про­ сто нет в природе человеческой культуры. Однако "кризис" в переводе с древнегреческого значит "решение", "поворотный пункт", "исход", а не смерть. И даже не тупик. Юношес­ кое состояние культуры не может окончиться смертью. Гибели про­ тивится наш разум, воспитанный этой самой культурой. Он ищет выхода. Давайте задумаемся, отчего происходит смена идеалов челове­ чества. Что заставило людей заменить "красоту" "добром", а "добро" - "истиной"? Что сегодня заставляет нас искать новые культурообра­ зующие ориентиры? Обобщенный ответ на этот вопрос мы уже получили. Есть над людьми закон - возраст. Он властвует не только над особью, но, как выясняется, и над всем человечеством. Правда, уже не в биологи­ ческой форме, а в форме продвижения от одного принципа жизни к другому. Но что заставляет человечество повиноваться этому зако­ ну, даже не зная, не подозревая о нем? Где тот земной фермент, ко­ торый "заводит" и "программирует" нас изнутри? "Любовь и голод правят миром", - заявил Шиллер. И можно с ним согласиться, если под голодом понимать все многообразие экономи­ ческих отношений, а под любовью - многообразие жизни духовной. Стремление к благополучию, материальному и духовному, или, ина­ че говоря, к счастью - вот неустанные двигатели нашего взросления. И горючее для этих моторов - неудовлетворенность существующим положением - находится всегда. Как в материальной, так и в духов­ ной области. Наша неудовлетворенность генерируется по ходу истории самим чередующимся идеалом культуры, потому что догматизированный идеал, понятый по-детски прямолинейно и безраздельно, начиная осу­ ществляться, вскоре демонстрирует свою недостаточность, а потом и вовсе оборачивается своей ужасающей противоположностью. Кра­ сота становится безобразием, добро - злом, истина - ложью. Так красота древнегреческого зрелища обернулась кровавыми расправами над людьми в римском аплодирующем Колизее. Так и христианское "добро" всепрощения оборотилось кострами инквизиции, зажженными конечно же ради "добра", ради спасения душ заблудших.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz