Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XLIX христианского "отрочества" сознанием руководит вера (уже не чув­ ства, но еще и не рассудок). А мыслящий рассудок возымел руково­ дящую силу на стадии рационалистической "юности". На выходе из второго тысячелетия по Рождестве Христовом ис­ тория духовной культуры дает нам понять: все три односторонних упования: сначала на "красоту", потом на "добро", и наконец на "ис­ тину" - упования, обусловленные взрослением сознания, - естествен­ ны были именно для возрастания, самовоспитания человеческого об­ щества. И все они поодиночке исчерпали свой руководящий потен­ циал единоличных вождей человечества. Сегодня мы находимся в ситуации крушения очередного - и, заметим, последнего члена триа­ ды в качестве ведущей оси системы координат в качестве всеобъем­ лющего идеала культуры. Не случайно некоторые довольно влиятель­ ные и уж наверняка самые голосисто-активные умственные силы на­ шего времени объявили о смерти "истины", о бессмысленности са­ мой идеи цельного знания о жизни. Реальны, дескать, и честны отны­ не только "всеобщая относительность, всеобщая ирония, отказ от доказуемой истины, от ответственности перед ней". Нечего и наде­ яться, мол, выскочить из-под власти момента и случая. Наслушавшись этих глашатаев глобальной энтропии, можно по­ думать, что настал конец света. На самом деле настал кризис оче­ редного идеала культуры, не более того. Но и не менее. Цельного научного мировоззрения, отвечающего на главные воп­ росы жизни, человечество Нового Времени так и не выработало. Счи­ талось, что такое знание активно вырабатывается, что оно вот-вот возникнет в результате интеграции научных достижений или неожи­ данного великого открытия в какой-либо области науки. Но увы, как экспериментально-математические, так и "науки о духе" - история, эстетика, этика, филология, социология и т. д. и т. п. - уже по самой природе научного знания не могли стать знанием цельным: они дро­ бились, специализировались и конца этому процессу не видать до сих пор. Учреждают какой-нибудь очередной "Институт человека" с целью собрать воедино знания о человеческой сущности - и тут же разбегаются по разным лабораториям. Даже философия, "душа куль­ туры", растеклась по частным интересам. До поры до времени такое положение не вызывало серьезного беспокойства в широких кругах: проблема как бы и не касалась рядо­ вого "работника прогресса". Но вот благодаря "прогрессивным науч­ ным достижениям" появилась атомная бомба, Хиросима, а вскоре и еще более страшное ядерное оружие, множащееся и расползающе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz