Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XLVIII Владимир Семенов Биологическая жизнь не есть что-то аномальное. Она - результат ес тественного движения от простого к сложному, от элементарных час тиц к гармоническому ряду тел, "следующих от водорода до урана по нотам атомной гаммы" и далее от простых ко все более сложным молекулам, к аминокислотам, углеводам и макромолекулам, чье вза имодействие приводит к образованию простейших клеточных форм жизни, а там и к проявлению сознания, и к появлению человека. При чем сознание тоже не аномаль природы: оно довольно поздно обна руживается на шкале эволюции, но это не значит, что его не было и нет на ранних стадиях процесса. Сознание участвует в эволюции все гда. Пусть в распыленном, разжиженном," предсознательном" состо янии, но оно присутствует в любой космической частице, сколь бы элементарной она ни была. Это универсальное правило: "какой-либо феномен, точно установленный в одном месте, в силу фундаменталь ного единства мира необходимо имеет повсеместные корни и всеоб щее значение". Сознание эволюционирует вместе с материей. Услож нение неорганических, а затем органических и биологических форм идет рука об руку с уложнением психическим. Они взаимозависимы, это две ипостаси одного и того же явления - жизни, в какой бы фор ме она ни существовала. "Материалисты" были правы, сознание дей ствительно определяется бытием, но "идеалисты" были правы не менее, потому что и бытие в свою очередь определяется сознанием. Вопрос о верховенстве, о первородстве бессмыслен уже потому, что бытие и сознание неразлучны на любом срезе универсума. И не мо гут существовать друг без друга. С появлением "Homo sapiens" характер эволюции существенно меняется. Она становится историей "человека разумного", историей человеческой культуры во всем ее объеме. Развитие сознания про должается, но уже не путем усложнения биологических форм жизни, а путем взаимоотношений между человеческим сознанием и быти ем, то есть всем тем, что доступно сознанию, что вовлечено в его сферу. Эмбриональная фаза эволюции таким образом переходит сна чала в фазу младенчества, выраженного родовым первобытнооб щинным строем жизни и мифологическим синкретическим сознани ем, еще не осознающим себя, не думающим о себе. А затем, на при мере наиболее близкого нам по духу европейского, уже думающего, рассуждающего о себе, сознания мы видим три ярко обозначенных стадии дальнейшей эволюции. Они соответствуют трем основным спо собностям человеческого сознания: чувствовать, верить и рассуждать. На стадии языческого "детства" развитие сознания в его взаимо отношениях с бытием еще диктуется чувством, чувствами. На стадии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz