Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XLVIII Владимир Семенов Биологическая жизнь не есть что-то аномальное. Она - результат ес­ тественного движения от простого к сложному, от элементарных час­ тиц к гармоническому ряду тел, "следующих от водорода до урана по нотам атомной гаммы" и далее от простых ко все более сложным молекулам, к аминокислотам, углеводам и макромолекулам, чье вза­ имодействие приводит к образованию простейших клеточных форм жизни, а там и к проявлению сознания, и к появлению человека. При­ чем сознание тоже не аномаль природы: оно довольно поздно обна­ руживается на шкале эволюции, но это не значит, что его не было и нет на ранних стадиях процесса. Сознание участвует в эволюции все­ гда. Пусть в распыленном, разжиженном," предсознательном" состо­ янии, но оно присутствует в любой космической частице, сколь бы элементарной она ни была. Это универсальное правило: "какой-либо феномен, точно установленный в одном месте, в силу фундаменталь­ ного единства мира необходимо имеет повсеместные корни и всеоб­ щее значение". Сознание эволюционирует вместе с материей. Услож­ нение неорганических, а затем органических и биологических форм идет рука об руку с уложнением психическим. Они взаимозависимы, это две ипостаси одного и того же явления - жизни, в какой бы фор­ ме она ни существовала. "Материалисты" были правы, сознание дей­ ствительно определяется бытием, но "идеалисты" были правы не менее, потому что и бытие в свою очередь определяется сознанием. Вопрос о верховенстве, о первородстве бессмыслен уже потому, что бытие и сознание неразлучны на любом срезе универсума. И не мо­ гут существовать друг без друга. С появлением "Homo sapiens" характер эволюции существенно меняется. Она становится историей "человека разумного", историей человеческой культуры во всем ее объеме. Развитие сознания про­ должается, но уже не путем усложнения биологических форм жизни, а путем взаимоотношений между человеческим сознанием и быти­ ем, то есть всем тем, что доступно сознанию, что вовлечено в его сферу. Эмбриональная фаза эволюции таким образом переходит сна­ чала в фазу младенчества, выраженного родовым первобытнооб­ щинным строем жизни и мифологическим синкретическим сознани­ ем, еще не осознающим себя, не думающим о себе. А затем, на при­ мере наиболее близкого нам по духу европейского, уже думающего, рассуждающего о себе, сознания мы видим три ярко обозначенных стадии дальнейшей эволюции. Они соответствуют трем основным спо­ собностям человеческого сознания: чувствовать, верить и рассуждать. На стадии языческого "детства" развитие сознания в его взаимо­ отношениях с бытием еще диктуется чувством, чувствами. На стадии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz