Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XLVI Владимир Семенов Об этом высшем религиозном чувстве человека нам предстоит поговорить позднее. А пока, демонстрируя выкладки Эпштейна, мне хотелось показать, что история культуры даже в этом экзотическом ракурсе самоочищения человеческого рода представляет нам все те же этапы и тот же порядок взросления. Он природен и потому непо­ колебим. Он верен не только для отдельного человека и отдельно рассмотренной европейской ветви человечества. Достаточно прочитать хотя бы несколько статей выдающегося во­ стоковеда Н. И. Конрада, чтобы убедиться: древнейшие восточные культурные общества прошли тот же путь от просвещенного языче­ ства к догматичному Средневековью и далее, через Ренессанс, к ут­ верждению индивидуалистических ценностей рационализма. Разумеется, Восток - не Запад: китайский или индийский мента­ литет далек от европейского. Духовная культура Востока более кон­ сервативна. Она всегда старалась сохранить себя неизменной, и сами ее изменения обычно происходили в форме "возвращения к истокам", под флагом восстановления древней мудрости в первозданной чис­ тоте. Но на каждом витке "возвращения" древняя мудрость прочиты­ валась по-новому, в соответствии с куль­ турным возрастом читающих. Вычленя­ лись и акцентировались те элементы во­ сточной мудрости, которые оказывались наиболее близки "возвращенцам", и ста­ рая песня в новой инструментовке по­ лучала смысловые оттенки, требуемые возросшей культурой. При всем своеоб­ разии Востока, при всем разнообразии внутри Востока, порядок взросления ду­ ховной культуры и там равнялся запад­ ному, хотя и не равнялся на него. В ряде случаев Восток даже оказы­ вался впереди Запада. Явления, подоб­ ные итальянскому Возрождению 14-15 вв., в Китае обозначились уже в 8 веке, а в 9-м появились в Средней Азии, Ира­ не и Северо-Западной Индии, так что "нормальность детей" восточного типа должна быть вне подозрений. Конечно, у каждого народа, даже и внутри одной культурной общности, свой характер: каждый народ чувствует и ду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz