Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XLVI Владимир Семенов Об этом высшем религиозном чувстве человека нам предстоит поговорить позднее. А пока, демонстрируя выкладки Эпштейна, мне хотелось показать, что история культуры даже в этом экзотическом ракурсе самоочищения человеческого рода представляет нам все те же этапы и тот же порядок взросления. Он природен и потому непо колебим. Он верен не только для отдельного человека и отдельно рассмотренной европейской ветви человечества. Достаточно прочитать хотя бы несколько статей выдающегося во стоковеда Н. И. Конрада, чтобы убедиться: древнейшие восточные культурные общества прошли тот же путь от просвещенного языче ства к догматичному Средневековью и далее, через Ренессанс, к ут верждению индивидуалистических ценностей рационализма. Разумеется, Восток - не Запад: китайский или индийский мента литет далек от европейского. Духовная культура Востока более кон сервативна. Она всегда старалась сохранить себя неизменной, и сами ее изменения обычно происходили в форме "возвращения к истокам", под флагом восстановления древней мудрости в первозданной чис тоте. Но на каждом витке "возвращения" древняя мудрость прочиты валась по-новому, в соответствии с куль турным возрастом читающих. Вычленя лись и акцентировались те элементы во сточной мудрости, которые оказывались наиболее близки "возвращенцам", и ста рая песня в новой инструментовке по лучала смысловые оттенки, требуемые возросшей культурой. При всем своеоб разии Востока, при всем разнообразии внутри Востока, порядок взросления ду ховной культуры и там равнялся запад ному, хотя и не равнялся на него. В ряде случаев Восток даже оказы вался впереди Запада. Явления, подоб ные итальянскому Возрождению 14-15 вв., в Китае обозначились уже в 8 веке, а в 9-м появились в Средней Азии, Ира не и Северо-Западной Индии, так что "нормальность детей" восточного типа должна быть вне подозрений. Конечно, у каждого народа, даже и внутри одной культурной общности, свой характер: каждый народ чувствует и ду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz