Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo AmSns - Человек любящий XLV благополучия его физических отправлений, сначала был выработан дополнительный э к о н о м и ч е с к и й фильтр - чувство собственнос ти. Любопытно, что во французском языке слово "ргорге" означает "собственный" и одновременно "чистый", опрятный", "чистоплотный". Инстинкт собственности - это сдвиг инстинкта чистоты за физиоло гическую границу. Отсутствие собственности, общая собственность, присвоение чужой собственности - признак нечистоплотности, и, на оборот, щепетильность, аккуратность - качества хорошего собствен ника. Уже у детей в 5-6 лет чувство собственности чрезвычайно раз вито, причем самым важным является не размер собственности, а четкость и ясность ее границ. Этот же фильтр собственности опреде лил проведение территориальных, государственных границ, через которые иностранное "процеживается" по определенным правилам (виза, таможня). Если правила гигиены определяют здоровье тела, то права собственности - здоровье общественного организма. Следующий фильтр, где чистота уже не подчиняется физиологи ческим или утилитарным критериям, это эстетика: чистота ради са мой чистоты. Быть красивым - значит, отскоблить от себя "все не свое", "остальное", стать собой. За эстетическим фильтром следует этический. Этика - это уже не очищение тела, а очищение от тела. Самое чистое, эстетически пре красное тело не обеспечивает чистоты души, которая требует осво бождения как раз от телесных влечений и побуждений, даже тех, ко торые направлены на чистоту самого тела. Нужно отлепить от себя уже не вещественную грязь (как в эстетике), а грязь вещественности как таковой. Интеллект - это следующий фильтр: способность очиститься не только от телесности своей, но и от душевности, посмотреть на себя со стороны, возвыситься над собственной субъективностью путем ин теллектуального бескорыстного рассмотрения. И если чистота в гигиеническом смысле принадлежит природе, то экономические, эстетические, этические и интеллектуальные (именно в этом порядке) фильтры являются культурными шагами и приобретениями. Есть по Михаилу Эпштейну и еще одна, высшая чистота. Это уже чистота не только в сверхприродном, но и в сверхкультурном смыс ле, когда человек, пройдя через интеллектуальное отстранение от собственного "я", приходит к культу, уже боится не загрязниться, а загрязнить собою нечто для него священное. Если культура оберега ет человека от чего-то низшего, внешнего, то в культе он оберегает нечто высшее от самого себя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz