Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo AmSns - Человек любящий XLV благополучия его физических отправлений, сначала был выработан дополнительный э к о н о м и ч е с к и й фильтр - чувство собственнос­ ти. Любопытно, что во французском языке слово "ргорге" означает "собственный" и одновременно "чистый", опрятный", "чистоплотный". Инстинкт собственности - это сдвиг инстинкта чистоты за физиоло­ гическую границу. Отсутствие собственности, общая собственность, присвоение чужой собственности - признак нечистоплотности, и, на­ оборот, щепетильность, аккуратность - качества хорошего собствен­ ника. Уже у детей в 5-6 лет чувство собственности чрезвычайно раз­ вито, причем самым важным является не размер собственности, а четкость и ясность ее границ. Этот же фильтр собственности опреде­ лил проведение территориальных, государственных границ, через которые иностранное "процеживается" по определенным правилам (виза, таможня). Если правила гигиены определяют здоровье тела, то права собственности - здоровье общественного организма. Следующий фильтр, где чистота уже не подчиняется физиологи­ ческим или утилитарным критериям, это эстетика: чистота ради са­ мой чистоты. Быть красивым - значит, отскоблить от себя "все не свое", "остальное", стать собой. За эстетическим фильтром следует этический. Этика - это уже не очищение тела, а очищение от тела. Самое чистое, эстетически пре­ красное тело не обеспечивает чистоты души, которая требует осво­ бождения как раз от телесных влечений и побуждений, даже тех, ко­ торые направлены на чистоту самого тела. Нужно отлепить от себя уже не вещественную грязь (как в эстетике), а грязь вещественности как таковой. Интеллект - это следующий фильтр: способность очиститься не только от телесности своей, но и от душевности, посмотреть на себя со стороны, возвыситься над собственной субъективностью путем ин­ теллектуального бескорыстного рассмотрения. И если чистота в гигиеническом смысле принадлежит природе, то экономические, эстетические, этические и интеллектуальные (именно в этом порядке) фильтры являются культурными шагами и приобретениями. Есть по Михаилу Эпштейну и еще одна, высшая чистота. Это уже чистота не только в сверхприродном, но и в сверхкультурном смыс­ ле, когда человек, пройдя через интеллектуальное отстранение от собственного "я", приходит к культу, уже боится не загрязниться, а загрязнить собою нечто для него священное. Если культура оберега­ ет человека от чего-то низшего, внешнего, то в культе он оберегает нечто высшее от самого себя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz