Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XLIV Владимир Семенов Глава четвертая Итак, перекличка между психическим взрослением ребенка и че редованием основных форм духовной культуры человеческого обще ства свидетельствует о е с т е с т в е н н о с т и исторического процес са. Подобно тому, как юность не может наступить ранее отрочества, так и эпохе рационалистической "истины" не дано опередить эпохи христианского "добра”. Человек и человечество, конечно, величины не одного порядка, но порядок для их взросления - один. Отпечаток того же самого по рядка лежит и на приводимом нами розановском очерке истории рос сийской литературной критики, и на сократовской "правильной сте зе" древнегреческого юноши. И там и тут происходит взросление - именно взросление - духовной культуры. В разное время и в самых далеких друг от друга источниках нахо дил я подтверждение своим мыслям. В грандиозной гегелевской картине саморазвития абсолютного духа зафиксирован тот же порядок становления культуры: от искус ства - через религию - к науке, то есть, выражаясь символически, от Красоты - через Добро - к Истине. В дневнике Льва Николаевича Толстого - запись от 24 июля 1889 года: "В древности у греков был один идеал красоты. Христианство же, выставив идею добра, сдвинуло этот идеал и сделало из него условие добра. Истина? Я чувствую, что в сопоставлении, замене одного из этих идеалов другим вся история эстетики, но как это? Не могу обдумать". Толстовская запись, помню, подхлестнула меня и поднаправила в поисках: в чтение, в раздумье. И оказалось, что в смене идеалов красоты, добра и истины заключена не только история эстетики, но и человеческой культуры вообще. Здесь раскрывается сущность души человеческой. Недавно я получил свидетельство в пользу нашего вывода и от современного мыслителя Михаила Эпштейна. Он изложил собствен ную гипотезу о развитии человеческой культуры, взглянув на нее, как на историю совершенствования гигиены, очистительного инстинкта, который вообще-то свойственен и животным, но человечество, дес кать, в ходе культурного развития по-своему усложняло, дополняло этот инстинкт все новыми и новыми фильтрами. К собственно гигиеническому, природному фильтру, то есть ин стинкту содержания тела в чистоте ради здоровья самого тела, ради
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz