Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XLI единки, которые конечно же искомой истины не выясняли, ибо побеж­ дал не обязательно самый правый, а скорее самый сильный и лов­ кий; все эти крестовые походы ради освобождения символов и нака­ зания неверных хотя и совершались на полном серьезе, но по сути были взрослыми вариантами подростковых разборок, борьбой за спра­ ведливость, как ее тогда понимали. Результат нередко был далек от подлинной справедливости (от истины на деле, "во благе", как толкует справедливость далевский словарь православного мировидения), но сама идея справедливости обычно торжествовала, за нее ложились костьми, потому что "прав­ да", то есть справедливость, считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принципом и ценностью средневекового суще­ ствования. Согласно с "добром" были устроены и школы - родники общества. Школа теперь, как правило, располагалась под сводами церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианс­ кой религии. Молитвы, церковное пение, счет, латинская грамота (единственная грамота богослужения) - вот и все школьное просве­ щение Средневековья. При некоторых монастырях и кафедральных соборах детям дво­ рян, правда, давали повышенное образование, где имели место так называемые "семь свободных искусств" - отголосок античности, - но и они приобрели богословскую закваску. Арифметика прокламировала презрение к дням земной жизни, гео­ метрия практически сводилась к изучению фантастической географии, астрономия была проникнута астрологией, а музыка прилагалась к церковному пению. Школа открыто объявляла себя "служанкой бого­ словия", "питомником послушания". Она обильно заряжала своих уче­ ников догматами веры, воспитывала волю, отвечающую этим догма­ там, подчиняла им чувства и рассудок воспитанников, и такое воспи­ тание опять же считалось гармоничным, всесторонним, потому что направляло к Богу в с е стороны человеческой натуры. Самостоятельного мышления средневековая школа даже и не со­ биралась воспитывать. Уже по той причине, что "самостоятельность" в то время понималась не как независимость (независимым считался только Вседержитель), а как убежденность в христианской вере. Са­ мостоятельный человек значило стойко верующий, и воспитывали только такую самостоятельность. А если в миру вдруг обнаружива­ лась особь самостоятельная в нашем теперешнем смысле, то есть "сама себе на уме", то она вызывал подозрение, казалась недоброй, уступившей душу дьяволу. Типичный же человек Средневековья сми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz