Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XXXVIII Владимир Семенов все мальчики посещали школу педотриба (гимнастическую) и столь же обязательную школу кифариста, где заучивали литературу (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкальных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продол жалось шесть-восемь лет, и к 14, 15 годам юноши переходили в гим назию, где уже учились и военному делу, но и орхстрике (то есть раз ного вида танцам), и развлекающим играм, а также слушали рассуж дения риторов и философов. Что давала подобная школа? По разумению древних она давала гармоническое всестороннее образование, но на самом-то деле от давала предпочтение воспитанию тела, развивала главным образом чувствительность, то есть воспроизводила генеральный древнегре ческий менталитет. Стойкой догматической веры античная школа не давала, да и не могла дать, поскольку и взрослые люди, воспитатели, в ту эпоху довольствовались гаданиями, туманными намеками кай фующей пифии. Тем более далеко было до научного образа мышле ния в нашем рационалистическом понимании. Но выпускник афинс кой гимназии чувствовал непред ставимое уже теперь родство с природой: она дышала, пела, на шептывала эллину. Не только растения, живот ные, но и ручьи, облака, звезды, и даже абстрактные понятия, числа в понимании, в ощущении просвещенного язычника обла дали телом и душой, и кровной, нервной, чувственной связью с человеком. Повышенная чувствитель ность древних греков, их легко верие и мгновенный переход от бурной радости к унынию и сте наниям не раз отмечались спе циалистами по духовной культу ре классической древности. Дети есть дети... Но перешагивая в Средневе ковье, и уже понимая, что это шаг взросления культуры Человече
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz