Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XXXVII ность поведения в конечном счете всегда приводит к появлению но­ вой реальности, требующей небывалого подхода для приспособле­ ния к жизни, то есть нашего изменения, изменения нашей духовной культуры. Надо думать, в такой парадоксальной форме и развивалось пер­ вобытное общество на пути к просвещенному язычеству, европейс­ кий расцвет которого мы видим в облике древней Эллады. Это тоже детство, "прекрасное детство человечество", как вслед за Гегелем вы­ разился Карл Маркс, добавив, что древние греки были "нормальными детьми" (как будто другие древние были ненормальными). Да, это все еще детство духовной культуры, но уже его послемладенческая пора. Впервые в истории европейское человечество открывает для себя школу (как понятие и как учреждение). Совсем недавно по историчес­ ким меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядочную часть сознания, как и сказки в наших нынешних младшеклассниках, но уже не имеют прежней безраздельной священной силы: уже Гомер отно­ сится к мифам эстетически, как к предмету любования. Все боги и чудовища становятся у него "прекрасными". Мы вступили в эпоху "кра­ соты", в мир подавляющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что овладев письмом, обнаружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдаю­ щегося ума все еще оставлись укорененными в обостренной чувстви­ тельности и чувственности "природного человека" - в древнейшей спо­ собности, унаследованной эллинами непосредственно от своих пер­ вобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закраше­ ны чувственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности вообще? Ис­ тина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, потому что она действует непосредственно на чувства. Красота тела, ландшафта, звуков, вели­ чественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его со­ знание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в кра­ соте решение не только эстетических задач, но и этических, и задач познания. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими кано­ нами, по указке которых можно и нужно строить все социальные ин­ ституты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преобла­ дали физические упражнения и так называемые мусические дисцип­ лины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz