Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий XXXVII ность поведения в конечном счете всегда приводит к появлению но вой реальности, требующей небывалого подхода для приспособле ния к жизни, то есть нашего изменения, изменения нашей духовной культуры. Надо думать, в такой парадоксальной форме и развивалось пер вобытное общество на пути к просвещенному язычеству, европейс кий расцвет которого мы видим в облике древней Эллады. Это тоже детство, "прекрасное детство человечество", как вслед за Гегелем вы разился Карл Маркс, добавив, что древние греки были "нормальными детьми" (как будто другие древние были ненормальными). Да, это все еще детство духовной культуры, но уже его послемладенческая пора. Впервые в истории европейское человечество открывает для себя школу (как понятие и как учреждение). Совсем недавно по историчес ким меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядочную часть сознания, как и сказки в наших нынешних младшеклассниках, но уже не имеют прежней безраздельной священной силы: уже Гомер отно сится к мифам эстетически, как к предмету любования. Все боги и чудовища становятся у него "прекрасными". Мы вступили в эпоху "кра соты", в мир подавляющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что овладев письмом, обнаружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдаю щегося ума все еще оставлись укорененными в обостренной чувстви тельности и чувственности "природного человека" - в древнейшей спо собности, унаследованной эллинами непосредственно от своих пер вобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закраше ны чувственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности вообще? Ис тина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, потому что она действует непосредственно на чувства. Красота тела, ландшафта, звуков, вели чественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его со знание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в кра соте решение не только эстетических задач, но и этических, и задач познания. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими кано нами, по указке которых можно и нужно строить все социальные ин ституты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преобла дали физические упражнения и так называемые мусические дисцип лины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz