Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XXXVI Владимир Семенов душа самоуправна и может отрицать очевидную действительность ради своего равновесия. Сходное состояние психики мы можем наблюдать и в наших ма­ леньких детях, пока они еще очарованы миром сказок, пока не окуну­ лись с головой в холодную купель рационализма. В детях же камен­ ного века никто и ничто не разрушал первоначальных сказочных пред­ ставлений. Наоборот, они наслаивались друг на друга, надстраива­ лись и в конце концов увенчивались культовыми и космогоническими мифами, составляющими священное сокровище племени. И в этой, надо сказать, довольно уютной и прочной колыбели протекала вся жизнь человека каменного века от рождения до смерти. Он не имел права, да и желания выбраться из племенного мифа подобно тому, как наш трех-пятилетний малыш не волен да и не желает выходить из-под опеки любящих и любимых родителей. Куда ему идти? Он и в восемь, и в десять никуда не захочет уйти, если его не вытолкнет се­ мейная обстановка. Но мы намеренно ограничим возраст ребенка, сопоставимый с пер­ вобытным психическим состоянием человеческого рода, четырьмя, пятью годами. Это именно доисторический период жизни как индиви­ да, так и рода, когда и тот и другой еще не умеют ни читать, ни писать; когда ни тот, ни другой еще не могут связно рассказать историю своей жизни; когда и тому и другому в качестве регулятора поведения еще достаточно родительского табу. Ведь не станем же мы объяснять мла­ денцу, почему нельзя высовываться из окна: он все равно еще не по­ нимает, что такое "убиться насмерть". Не высовывайся и все. Иначе будешь наказан. Такой же запретительной мерой было и повсемест­ но распространенное в первобытном обществе табу священных и про­ клятых предметов. Их следовало избегать, потому, что они табу. Не прикасайся и все. Иначе - кара. Конечно, общество такого типа было крайне консервативным, оно всеми силами старалось сохранить завещанный предками порядок вещей, и жизненный уклад не менялся, почти не менялся целыми ты­ сячелетиями. Но все-таки человек есть существо рисковое, искатель­ ное, да и мир ведет себя творчески, испытующе по отношению к че­ ловеку: парадоксальным образом даже само человеческое стремле­ ние сохранить порядок незыблемым приводит к зыбкости и опроки­ дыванию этого порядка. Ведь люди, к примеру, не собирались сво­ дить мамонтов с лица земли - они, наоборот, старались сберечь свой традиционный охотничий образ жизни, а оказались перед необходи­ мостью искать новый объект питания. И т. д. и т. п. Земля круглая, она лишь кажется беспредельной, и наша недальновидная прямолиней

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz