Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XXXV летел из мифологического каменного века в рационалистический де­ вятнадцатый. Но в том-то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этногра­ фы по земле не бродили. Эпоха была каменной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на "каменновековое" воспитание, то есть на консервацию своего чув- ственно-образного отношения к миру. Мифы и связанные с ними об­ ряды были альфой и омегой духовной пищи, ими начиналась и закан­ чивалась первобытная духовная культура. Все представления тогдаш­ него человека о добре, истине и красоте содержались в мифе и обря­ де. Их соответственно и почитали: в мифе видели не сказку, не вы­ думку, а самую высокую реальность. В мифе рисовался образ праро­ дителей племени, из мифа слышался их наставительный повелитель­ ный голос, передаваемый из поколения в поколение. Этим голосом нельзя было пренебречь - забыть или ослушаться, - иначе, по пред­ ставлениям доисторических людей, племя распадется и погибнет, словно человек, потерявший душу. В формах мифа и ритуала высту­ пала коллективная душа племени, и первобытный ребенок сызмала впитывал в себя это племенное мироощущение, рос в нем, набирал­ ся бытовых, трудовых навыков, и вот уже проходил через обряд совершен­ нолетия, и воспитывал уже своих де­ тей, но при внешней взрослости ос­ тавался ребенком по типу духовной культуры, сохранял в себе "архетип младенца" по терминологии Юнга, то есть такое состояние сознания, когда мышление и воля еще не выделены, не освоены человеком как что-то лич­ но ему принадлежащее. Доисторический человек даже и в умудренной старости своей не мог ут­ верждать, что он думает сам, своим интеллектуальным усилием. Он счи­ тал, что "в нем думается", что мысли приходят к нему извне, и воля в нем возникает тоже помимо его собствен­ ной воли. При таком состоянии пси­ хики мир воображения, мифический мир первопредков оказывался для че­ ловека значимее реального мира:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz