Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XXXIII красным было признано занятием малодостойным, и критика в лице Добролюбова страстно провозгласила первенство этических целей в литературе, сыграв в свою очередь важную роль в духовном разви­ тии образованного российского общества. Третье же течение нача­ лось Аполлоном Григорьевым, глубоким и тонким объяснителем ли­ тературы. Если на первом этапе критика говорила языком чувства, восторга, а на втором языком веры, волевых устремлений, то на тре­ тьем зазвучал язык мысли. Критика обратилась к научному рассмот­ рению литературных произведений. Соответственно Розанов и назвал три фазы критики: первый - эс­ тетическим, второй - этическим, третий - научным. Любопытная перекличка, не правда ли? А вот кусочек со стола знаменитого платоновского "Пира", где Со­ крат выстраивает последовательность правильного духовного разви­ тия молодого человека: "Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрас­ ных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих уче­ ний к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не позна­ ешь, наконец, что же это - прекрасное". Приведенный отрывок Платона, кстати говоря, отменно иллюст­ рирует зачарованность язычника "красотой". Даже несравненный Со­ крат не может оторваться от эпитета "прекрасный", и без меры оруду­ ет им, прикладывая к чему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я нацелен уже не сюда, а отсюда. Вы, наверное, и сами заметили внутреннее подобие трех пред­ ставленных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. И хотя масштаб процессов различен, - чередование фаз развития всюду одинаково: от эстетической через этическую к рационалисти­ ческой. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития европейской культуры с ходом психического взросления ребенка. Ко­ нечно, прямого сходства между ними нет, но и тут есть многозначи­ тельное подобие. На основе всестороннего изучения древних мифов современные ученые составили портрет типичного мифологического сознания, ко­ торое хотя и менялось, развивалось по мере приближения к письмен­ ному состоянию, но не выходило из нижеочерченных пределов. Это неспособность провести различие между естественным и сверхъес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz