Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XXX Владимир Семенов Столь же служебное положение по отношению к "добру" обретает "истина". "Не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит", - гласят русские азбуки христианской эпохи. Считает­ ся, что человеческий разум слаб и греховен по сравнению с Боже­ ственным, а потому и не вправе ставить под сомнение Истину, раз и навсегда данную Священным Писанием. Считается, что людскому ра­ зуму доступна лишь борьба с заблуждениями на пути к Истине Боже­ ственного откровения, то есть рассудку Средневековья отводится роль пособника веры подобно тому как во времена просвещенного языче­ ства он выступал в роли пособника чувств, своеобразного локатора, помогающего избегать крайностей и вырабатывать разумное чувство меры. В средневековом же человеке не мера, а вера стала характер­ нейшей чертой. Охваченность верой и соответствующей волей к осу­ ществлению "добра" - вот господствующая доблесть Средневековья. Лучшие умы становятся комментаторами Священного Писания, родника Божественного блага. Естественноиспытательские дарова­ ния находят себе место в алхимии, но даже и на ней виден яркий отпечаток "добротолюбия". Даже минералы, химические элементы, вовлеченные в химическую реакцию, де­ лятся на "добрых" и "злых" в зависимос­ ти от их поведения в процессе соедине­ ния. Печать абсолютного "блага" постав­ лена и на исторических хрониках той поры: во главе любой из них помещены далекие евангельские события, призван­ ные быть мерилом, своеобразной сове­ стью дальнейшего повествования. А гео­ графические карты того времени, пре­ небрегая масштабами, рисуют поближе к центру обязательную землю Господню, дабы она, будучи действительным цен­ тром христианского сердца, осеняла своим благим присутствием земли про­ чие, басурманские. Этический масштаб жизни становит­ ся таким образом руководящим, преоб­ ладающим масштабом средневековья, и эту эпоху поистине можно назвать эпо­ хой "добра". Не из-за мягкости, разуме­ ется. Средние века были едва ли доб­ рее языческих. Но, подобно тому как эпо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz