Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XXX Владимир Семенов Столь же служебное положение по отношению к "добру" обретает "истина". "Не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит", - гласят русские азбуки христианской эпохи. Считает ся, что человеческий разум слаб и греховен по сравнению с Боже ственным, а потому и не вправе ставить под сомнение Истину, раз и навсегда данную Священным Писанием. Считается, что людскому ра зуму доступна лишь борьба с заблуждениями на пути к Истине Боже ственного откровения, то есть рассудку Средневековья отводится роль пособника веры подобно тому как во времена просвещенного языче ства он выступал в роли пособника чувств, своеобразного локатора, помогающего избегать крайностей и вырабатывать разумное чувство меры. В средневековом же человеке не мера, а вера стала характер нейшей чертой. Охваченность верой и соответствующей волей к осу ществлению "добра" - вот господствующая доблесть Средневековья. Лучшие умы становятся комментаторами Священного Писания, родника Божественного блага. Естественноиспытательские дарова ния находят себе место в алхимии, но даже и на ней виден яркий отпечаток "добротолюбия". Даже минералы, химические элементы, вовлеченные в химическую реакцию, де лятся на "добрых" и "злых" в зависимос ти от их поведения в процессе соедине ния. Печать абсолютного "блага" постав лена и на исторических хрониках той поры: во главе любой из них помещены далекие евангельские события, призван ные быть мерилом, своеобразной сове стью дальнейшего повествования. А гео графические карты того времени, пре небрегая масштабами, рисуют поближе к центру обязательную землю Господню, дабы она, будучи действительным цен тром христианского сердца, осеняла своим благим присутствием земли про чие, басурманские. Этический масштаб жизни становит ся таким образом руководящим, преоб ладающим масштабом средневековья, и эту эпоху поистине можно назвать эпо хой "добра". Не из-за мягкости, разуме ется. Средние века были едва ли доб рее языческих. Но, подобно тому как эпо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz