Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XXIX занятие - философию - "мусическим искусством", то есть музыкаль­ ным, называя мудрость "прекрасной и величайшей согласованностью". Такая зацикленность языческой культуры на красоте, смещение всего многообразия духовного содержания человека и общества в сто­ рону эстетической оси координат, позволяет нам (вслед за Алексеем Федоровичем Лосевым, крупнейшим исследователем греко-римской древности) определить ее характер как эстетический. Но переместившись во времени на тысячу лет и оказавшись в куль­ турном пространстве "темных веков", мы увидим, что тронного поло­ жения "красоты" уже нет и в помине. Трон не пустует, однако. Он за­ нят "добром", "благодатью", "благоговением" и прочими производны­ ми от "добра". Именно "добро", "благо" становится ведущей, притяги­ вающей координатной осью культуры. Именно добро по христианс­ ким понятиям приближает человека к Богу, способствует спасению души и правильному земному жизнеустройству. Центром культурной жизни вместо театров, стадионов и бань, вме­ сто языческих капищ, где среди немыслимого многобожия Римской империи давно уже витало безразличие к божеству, становится Цер­ ковь единого и всемогущего Творца и Вседержителя, куда бренный человек идет на свидание со Спасителем, чтобы возблагодарить Его, вечного и сверхблагого, за дарованную жизнь, покаяться в допущен­ ных грехах, и очистить, возобновить свои силы для одоления земной юдоли в надежде на небесное воздаяние. В Средние века мы встре­ чаем непредставимую ранее армаду паломников, годами пробираю­ щихся в Палестину, в этот центр средневекового мира, с целью побы­ вать в точке возникновения абсолютного Добра, припасть к основным святыням христианства. В средние века мы видим огромную армию профессиональных служителей Блага: монашество, отшельничество, духовно-рыцарские ордена, не говоря уже о церковном клире - тол­ кователях Божьей воли. В обстановке воцарения принципа "добра" по-новому стали относиться к "истине" и "красоте". Конечно, их не от­ вергли, не могли отвергнуть, их никогда не отвергали. Новый Завет - главная книга христианства - говорит о красоте, истине, любви не меньше, чем о благе. Но суть в том, что все эти величины в средневе­ ковом представлении стали тяготеть к этической оси координат, к "доб­ ру". Угодной христианскому сердцу становится не вообще красота, а красота в качестве "благолепия", то есть соединенная с добром, дей­ ствующая для добра под его руководством. Теперь считается, что кра­ сота обретает истинно высокое значение только на службе Богу. Та­ лантливейшие художественные силы обращены к церкви, они рели­ гиозны. Искусство глубоко проникнуто христианскими мотивами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz