Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XXVIII Владимир Семенов Но дело не только и не столько в необычайном разливе искусств, сколько в том, что под власть красоты подпали и добро и истина. Ими не пренебрегали, нет. П р е к р а с н ы е поступки и п р е к р а с н а я ис тина тоже входили в объем идеала, но понимались эстетически.Исти ну и добро искали на путях красоты. Основная нравственная норма эллина - "ничего сверх меры" - есть по сути эстетическая, а не эти ческая норма. Она представляет добродетельную жизнь как искусст во отыскания "золотой середины", которая по Аристотелю находится между двумя пороками: между избытком и недостатком. Быть добродетельным - значит искусно лавировать между скупо стью и мотовством, между безрассудной отвагой и трусостью, между распущенностью и бесчувственностью и т. д. Для определения долж ного поведения применяется принцип гармонизации двух противопо ложностей, принцип эстетический. "Золотая середина" древнегречес кой этики на поверку оказывается родной сестрой "золотого сечения" архитектуры. Столь же явственная печать "красоты" лежит и на языческой "ис тине". Любезное нашему слуху слово "теория" хотя и происходит от греческого "феорейн", но глагол этот означал для эллина "видеть зре лище", "видеть облик", и был ближе не к науке, как мы ее понимаем, а к театру. Или к "феатру", как его почти по-гречески произносили наши далекие российские предки. Понятие "эксперимент", введенное Ари стотелем, хотя и означало наблюдение за вещами, за их свойствами в изменяющихся условиях, однако в древнем мире еще не было важ нейшей основы для научного эксперимента. Мир еще представлялся древнему греку насквозь живым и цельным, а человек в нем - не бо лее чем участником великого театрального действия. Язычнику гре- ко-римской древности чуждо было понятие о человеке-естествоиспы- тателе. Эллин не чувствовал себя вправе испытывать, "пытать" при роду. Любоваться, подглядывать - да. Но не расчленять для анализа. Органы чувств и воображение - вот те эстетические по своим воз можностям инструменты, с которыми эллин приникал к природе, по знавал ее. Эта бедность инструментария вовсе не мешала древним быть внимательными наблюдателями и искусными мастерами. Мы до сих пор наслаждаемся видом древнегреческих портиков и амфор, пользуемся римскими дорогами и акведуками, но что касается умоз рительных построений, скажем, облика Вселенной, то мы разве что улыбнемся космосу пифагорейцев, где движение небесных тел пред ставляется танцем светил вокруг мирового огня под музыку сфер... Даже Платон, едва ли не самый проницательный греческий ум, счи тал космос хорошо настроенным музыкальным инструментом, а свое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz